Похоже, крымские власти, подконтрольные Кремлю, в который раз собираются запустить неоднократно опробованную в Крыму схему распила некоторой суммы с помощью бензопилы.
Бензопилу я упоминаю здесь не в качестве метафоры, ведь первым делом при любом глобальном начинании в Крыму, как правило, берутся валить деревья и на этом почти все масштабные инвестпроекты, инициированные властями, благополучно умирают. Инвесторы исчезают, скандалы затихают, а нам остается выжженная земля, усеянная свежими пнями.
В Крыму опять ищут миллиард долларов для финансирования очередного бредового рекреационного проекта. Подконтрольными пророссийским властям СМИ население Крыма извещено о замысле превратить гору Чатыр-даг в крутейший горнолыжный курорт.
Сколько этих информвбросов уже было за последние годы? При этом для презентации подобного мегапроекта и последующего банального разворовывания средств, которые удастся наскрести на затею, не имеет значения, какими властями крышевалась бизнес-идея – украинскими или российскими, главные персонажи вяло тлеющих скандалов не меняются, дай Бог, уже лет двадцать.
Где поля для гольфа над Запрудным? Где Диснейленд под Бахчисараем? Где тысячи итальянских охотников, гоняющиеся по крымским полям и перелескам за фазанами и вальдшнепами?
А ведь как красиво все эти будущие идиллии впаривались доверчивому населению Крыма!
И вот пришла очередь Чатыр-дага…
Немного истории.
Ангарский перевал, находящийся между горой Чатыр-даг и массивом Демерджи (высота перевала над уровнем моря 752 метра, расстояние до Симферополя 30 км, до Алушты — 12), с момента пуска троллейбусного движения в Ялту, то есть с 1959 года, всегда был излюбленным местом зимнего отдыха симферопольцев и алуштинцев. Я сам мальчишкой, взяв санки, в выходной день с компанией приятелей частенько отправлялся оттянуться на Перевал, как коротко именовали Ангарский перевал коренные симферопольцы. Троллейбусный билет стоил 46 копеек, на перевале десяток киосков продавали шашлыки, горячие пирожки и чай. Дежурили несколько спасателей, работал пункт КСС (контрольно-спасательной службы Крыма), в середине 70 –х появился травмпункт, в особо людные дни дежурила машина «Скорой помощи».
Вид на Ангарский перевал с вершины Чатыр-дага. Видны высшая точка трассы Симферополь-Ялта, находящаяся на отметке 752 метра и большая площадка перед заброшенной турбазой «Ангарский перевал». Кстати, фотография сделана в феврале 2011 года. Снегом даже не пахнет. И вот в этом вековом лесу ради десяти-пятнадцати снежных дней за зиму, а точнее, ради банальной наживы нескольких «инвесторов», собираются прорубать широченные «горнолыжные» трассы.
Работал прокат, исправно поставлявший клиентов спасателям и медикам – там выдавали оснащенные беговыми креплениями «горные» лыжи «Бескид» и четырехместные сани, точная копия детских алюминиевых, только сваренные из полудюймовых стальных труб, которые прозвали «Смерть лыжникам».
Тяжелыми лыжами из-за беговых креплений почти невозможно было управлять, при падении они не отстегивались. А так как закарпатский бук, из которых они были изготовлены, усиленный металлической окантовкой, был значительно прочнее больших и малых берцовых костей, то при падении чаще ломались ноги, чем лыжи.
Ну, а когда четырехместные сани, сами по себе весящие килограмм двадцать, с полным экипажем под истошные крики: «Посторонись! Дорогу!» неслись вниз с Буковой поляны на Перевал по узкой лесной дороге, единственное, что оставалось делать оказавшемуся на их пути одинокому лыжнику — вовремя отпрыгнуть в сугроб на обочине. При перевороте же этих саней все седоки получали совершенно идентичные травмы одноименной ноги, иногда это были синяки, иногда – переломы.
По опубликованным в советской прессе данным, в конце 70-х в снежные дни зимы по выходным на Перевал приезжали до десяти тысяч крымчан. Ехали даже из Севастополя и Джанкоя. По сути, это был единственный доступный снежный оазис в Крыму, ведь в районе второй гряды Крымских гор снежный покров таял через пару дней после снегопада, а на склоны Главной гряды больше никуда общественным транспортом добраться было невозможно. Ай-Петри был необитаем, канатная дорога была введена в строй только в 1987 году, автобус зимой через Ай-Петри не ходил, да и дорогу от снега особо не расчищали. А джипов у населения, если кто помнит, еще не было.
Любители горных лыж, скооперировавшись, не совсем легально установили два-три самодельных бугельных подъемника в районе Перевала и на Буковой поляне, которая находится на 200 метров выше. Затем, раздобыв где-то огромный списанный трансформатор и установив его на бетонный фундамент в глухом лесу, любители смогли подпольно запитать от высоковольтной ЛЭП Симферополь-Ялта напряжением под 200 киловольт две, если не ошибаюсь, очереди более длинного подъемника, который вел на край Верхнего плато Чатыр-дага. Подъемники были тоже самодельные, бугельные, собранные из металлолома, который неугомонные энтузиасты горных лыж затащили на своих плечах на высоту более 1200 метров над уровнем моря.
Заброшенная верхняя «станция» самодельной канатки на краю Верхнего плато Чатырдага. Хорошо виден снежный «покров» на соседней Демерджи-яйле, находящейся почти на одной высоте с Верхним плато Чатырдага. 2013 год, начало марта, в больших горах самое «катабельное» время.
Горнолыжные же трассы представляли из себя узенькие извилистые гибриды тропинок с просеками, стыдливо прорубленными в вековом буковом лесу – горнолыжники были патриотами Крыма и хоть три десятка буков для расширения трасс крутизной до 50 градусов срубили без разрешения, лес старались беречь максимально. Как эти камикадзе горных лыж там катались – для меня до сих пор остается загадкой и предметом восхищения.
Так выглядят без снега самодельные горнолыжные трассы Чатыр-дага. Декабрь 2010 года. По идее, для горных лыж – разгар сезона.
Но с приближением двадцать первого века зимы становились все теплее, в крымских горах зимой все меньше выпадало снега и все больше дождей, а в Закарпатье тем временем расцветали недорогие и качественные горнолыжные курорты, которые дефицита снега как раз не испытывали. Да и Европа стала доступной, при том, что Кавказ никто у крымских горнолыжников не отнимал. Самодельные подъемники заржавели и развалились, любители зимнего отдыха разъехались по настоящим зимним курортам, а на Перевале по выходным остался работать последний киоск с чаем и печеньем. Турбаза «Ангарский перевал», которая хоть и не работала зимой, но была как бы базой для всех служб, обеспечивающих зимний отдых симферопольцев, окончательно прекратила свое существование. И даже метеостанция, хоть и осталась на Перевале, а сотрудники ее по-прежнему живут в двух маленьких домиках, не работает. По крайней мере, данных с нее в глобальных сводках погоды уже не отыщешь.
Метеостанция на Ангарском перевале. Над ней возвышается восточная вершина Чатыр-дага Ангар-бурун (1452 метра над уровнем моря). Декабрь 2011 года, языки снега лежат только в глубоких кулуарах на высоте более тысячи метров.
Даже по нескольким фотографиям видно, что глобальное потепление – не выдумка «ботаников» и снежные зимы случаются в Крыму все реже и реже, сейчас примерно одна каждые восемь-десять лет. Вложение денег в строительство именно горнолыжного курорта при таких обстоятельствах можно назвать сумасшествием, я уже не говорю о падении доходов населения, резком снижении количества курортников в Крыму, трудностях с логистикой и всех остальных прелестях «серой зоны», в которую все больше превращается оккупированный Крым.
Но есть еще обстоятельства, которые несмотря на свою дикость, вполне вписываются в логику нынешних крымских «инвесторов» и показывают, что не такие уж они и сумасшедшие.
***
Когда хотят показать жадность человека, обычно говорят: у него снега зимой не выпросишь. Но если хозяин не только жадный, но еще и предприимчивый, он вам этот снег продаст. А если продавец окажется к тому же российским депутатом, то он впарит вам не только свежий снег, но еще и прошлогодний. Менее деловитые личности, судя по всему, ни в одну из ветвей российской власти попасть уже не могут, система отбора работает четко.
Иначе, как торговлей прошлогодним снегом, саму идею горнолыжного курорта на Чатыр-даге не назовешь. Алушта, городок со средиземноморским климатом, который по-научному именуется сухими субтропиками, и среднегодовой температурой + 13 градусов, находится от искомых горнолыжных трасс на расстоянии всего 10 километров, а перепад высот с высшей точкой подъемников до Алушты не превышает 1000-1200 метров. Причем всего на 1000 метров предполагаемые горнолыжные трассы возвышаются не только над Алуштой, но и над не самым холодным в мире Черным морем, находясь от этого самого моря и его теплых влажных ветров в прямой видимости.
И аномальность нынешней снежной зимы как раз подчеркивает ее исключительность. «Старожилы не припомнят», «даже море замерзло» — только и читаешь в новостях. И вот это «даже» как раз и показывает, что случившаяся раз в десять лет снежная зима последние лет тридцать в Крыму является климатическим феноменом. И рассчитывать на его повторение не разумнее, чем выиграв в лотерею, покупать следующий билет. Инвестор все-таки должен отличаться от лудомана
Для сравнения: олимпийская деревня Зимней сочинской Олимпиады в Роза Хутор (Красная Поляна, Кавказ) находится глубоко в горах на высоте 1170 метров над уровнем моря, а покрытые вековыми снегами вершины, на которых и проложены горнолыжные трассы, поднимаются вокруг более чем на 2,5 километра.
Вот так в разгар зимнего сезона выглядит местность, где вам предлагают покататься на горных лыжах. Нижнее плато Чатыр-дага, вдали видна восточнаявершина Чатыр-дага Ангар-Бурун (1452 метра над уронем моря). Январь 2014 года
Или так. Верхнее плато Чатыр-дага, справа высшая точка – Эклизи-Бурун(1525 метров над уровнем моря).Декабрь 2012 года.
Если повезет, то так. Ангарский перевал, февраль 2013 года.
Так что абсурдность создания полноценного зимнего горнолыжного курорта в Крыму видна невооруженным глазом.
Я лишь добавил соображения о полной непригодности климата полуострова для осуществления этого проекта, но ведь другие эксперты раскритиковали в пух и прах и остальные аспекты – экономический, логистический, рекреационный, экологический. Причем против строительства подобного курорта высказался даже министр туризма пророссийского правительства Крыма.
Но неужели крымские депутаты, обуреваемые желанием продать кому-то через несколько месяцев нежданно, в кои-то веки выпавший снег, который к тому времени уже растает, не понимают, что в прошлогодний снег никто инвестировать не будет? В чем же фишка?
А в том, сдается мне, что в «Госсовете» Крыма лежит проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Крым „О регулировании лесных отношений на территории Республики Крым“
Разобраться в хитросплетении российского законотворчества сложно, но в проекте закона есть „Пояснительная записка“, в которой доходчиво объясняется, что „…Проект закона разработан с целью приведения к 1 января 2017 года законодательства Республики Крым в области лесных отношений в соответствие с законодательством Российской Федерации.“
А вот зачем спешно его приводить к общероссийским нормам, других забот нет? И тут открываются довольно печальные перспективы для будущего Крыма. Авторы законопроекта пишут: „…Федеральным законодательством не урегулирован порядок производства рубок, следовательно, возникает необходимость на законодательном уровне Республики Крым в устранении возникшего правового пробела. …предлагаемой законопроектом (редакцией – авт.) расширяется перечень случаев, … заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов (подчеркнуто авт.). Введение данной нормы… обусловлено необходимостью привлечения инвестиций в лесную отрасль полуострова и развития …туристического и агропромышленного комплексов.
… Развитие туризма и отдыха граждан в лесах является приоритетным направлением в деятельности лесного хозяйства Республики Крым. … Однако, использования лесов для осуществления рекреационной деятельности … возможно на основании договора аренды лесного участка, заключаемого на торгах. Данный аспект препятствует привлечению инвестиций … в связи с тем, что потенциальные инвесторы лишены законного основания приобретения права пользования лесным участком для указанных целей вне конкурсной процедуры.“
То есть договор аренды куска леса, если он заключен на торгах, шибко мешает привлечь инвестиции. Я так понимаю, что по старинному русскому обычаю в торгах на миллиардные проекты участвуют инвесторы, уставной капитал которых не позволяет им даже купить билет в Крым, тем более принимать участие в аукционах, потому средства кормильцев надо экономить.
Кстати, о кормильцах – а кто же так усиленно продвигает этот мегапроект?
Знакомтесь, Алексей Черняк. Родился в Казахстане. Образование — военно-строительный факультет. Биография – бизнесмен, с 2007 года – чиновник. Молодежный активист, до 26 февраля 2014 года искренне преданный Партии регионов. Убежденный патриот, сначала украинский, потом российский.
Любитель бильярда и дайвинга. Хотя словосочетание „подводная деятельность“, пост председателя местного отделения российской Конфедерации которой занимает Черняк, мне как-то больше напоминает о добыче газа на шельфе или диверсионных операциях.
Из многочисленных наград Алексея Черняка хочется особо отметить две — Знак отличия Автономной Республики Крым „За верность долгу“ (Украина, 2012 год) и орден „За верность долгу“(Российская Федерация, 2015 год).
27 марта 2013 года, избран председателем Постоянной Комиссии ВС АРК (с сентября 2014 года – Комитета Государственного Совета Республики Крым) по санаторно-курортному комплексу и туризму.
Эта информация здесь приведена для того, чтобы понятнее было, какими профессиональными интересами руководствуются инициаторы очередного крымского апокалипсиса.
А вероятность, что апокалипсис может случится, увы, высока. Понятно, что горнолыжные комплексы никто строить не будет, но получить деньги и „освоить“ их на проектных и подготовительных работах для резвых депутатов не вопрос. А подготовительные работы – это как раз и есть рубка леса с его последующей утилизацией. Кстати, кубометр качественной древесины бука стоит 500 долларов, а своих буковых лесов в России – кот наплакал.
„Расчистка горнолыжных трасс“, „работы по обеспечению безопасности отдыхающих“, „корректировка ландшафта“.
Вы представляете, как такие „рекреационные подготовительные работы“ будут выглядеть в вековом высокогорном буковом лесу? Если не очень – пройдитесь по центру Симферополя, улицам Горького, Пушкинской, Карла Маркса, где еще недавно росли большие тенистые деревья, полюбуйтесь пустыми газонами с прутиками непонятных растений, а затем посмотрите фотографии этих же улиц двадцатилетней давности.
Вам не страшно? Мне – да.
Максим Кобза