Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) мало известна в мире, потому что ее путают с РПЦ. У нее нет автокефалии, а значит и своего лица, рассказал в интервью французский историк Антуан Аржаковский.
- Я написал сложную историю православной Церкви и о «православии» в разных смыслах, — говорит Антуан Аржаковский о своём религиозном бестселлере «Что такое Православие?». Во Франции он вышел в 2013 году. Журналисты пообщались с автором во время презентации издательством «Дух и Литера» русского перевода.


Насколько концепция «русского мира» логическая для Вселенского православия, и как вы к ней относитесь?
- Человек с серьезным историческим подходом осознает, что определение православия через «русский мир» — это чистая идеология «Москва — третий Рим». Эта идеология вызвала много трагедий: как писал Николай Бердяев, в результате «Третьего Рима» возник 3-й Интернационал.
Трагедия в том, что мы не увидели покаяния со стороны Русской Православной Церкви за эту идеологию. Поэтому беда возвращается: упомянутое псевдобогословие порождает войну и является источником непризнания украинской нации как одной из преемников Киевской Руси. Идет смесь памяти и истории, что существует одна-единственная линия от Киева до Москвы. Это бред, и он был характерен для Франции. Немцы и французы тысячелетиями боролись друг с другом, потому что стремились быть единственными потомками Карла Великого. Это и повлекло две мировые войны. Через лживое богословие и идеологии имеют место войны.
То есть мировое православие может спокойно обойтись без «русского мира»?
- Конечно! Это совершенно не свойственно настоящему православию.
Какова роль РПЦ в войне на Донбассе?
- Единственное, что я знаю, это то, что патриарх Кирилл не осуждал аннексию Крыма и эту войну. Мне это непонятно. По моему убеждению, роль патриарха заключается в осуждении правителей, нарушающих международное право. К сожалению, это не про Кирилла, и он несет ответственность за трагедии и смерти людей на Донбассе.
Как должен действовать митрополит УПЦ МП Онуфрий в ситуации, когда почти все священники Луганской и особенно Крымской епархий взялись обслуживать оккупационный режим?
- Церковь — это реальность, шире нации. Она должна использовать факт того, что есть разные нации, и установить мир. Впрочем, как это сделать? Не прятаться и не говорить: «Политика — не наше дело». А наоборот, способствовать диалогу между сторонами, враждующими. Не избегать политики – чтобы создать условия для примирения.
В Запорожье в начале января священник Московского патриархата отказался отпевать погибшего ребенка, потому что мальчика окрестила церковь Киевского патриархата. Что говорит эта ситуация про украинское православие?
- Это говорит о необходимости реформы православия. Это трагедия, когда нет взаимного признания крещения.
Для меня большая радость, что, например, представители Греко-Католической Церкви воспринимают крещение, выполненное в любой православной церкви — УПЦ Киевского Патриархата в том числе. И наоборот, УПЦ КП признает греко-католическое крещение. Это и есть самое аутентично православное понимание таинства.
А то, что произошло в Запорожье — настоящий скандал. Крайне необходимо, чтобы представители УПЦ Московского Патриархата отошли от этого сухого канонизма.
Каноны ничего не значат, если нет духа любви.
Какая репутация УПЦ МП в странах Запада?
- Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) мало известна, поскольку люди путают ее и РПЦ. Потому что она не автокефальная и не имеет лица. Это отнюдь не помогает установлению мира между Россией и Украиной. Если бы была единая поместная церковь, которая объединяла бы разные ветви украинского православия, тогда было бы проще осознать существование украинского государства, способного дружить и с Москвой, и с Константинополем, и с Римом.
Это, кстати, был проект Петра Могилы, и на Западе его до сих пор помнят. А вот Онуфрия вообще мало кто знает.
Синод Вселенского патриархата принял к рассмотрению обращения о предоставлении Украинской православной церкви статуса поместной. С такой просьбой к Вселенскому патриарху Варфоломею И обратились президент Украины и Верховная Рада.
Петр Порошенко считает, что это решение могут принять до 1030-летия крещения Руси — до 28 июля этого года. 9 апреля он встречался с Варфоломеем I во время визита в Турцию.

Антуан Аржаковский — французский историк, философ и богослов. Окончил исторический факультет Сорбонны и парижскую Высшую школу социальных наук. В 1990-е возглавлял Французский университетский колледж при Московском госуниверситете им. Михаила Ломоносова. Был атташе по культуре и образованию Посольства Франции в Украине, содиректором Французского культурного центра. В 2004-м основал при Украинском католическом университете Институт экуменических студий, должность его директора занимал до 2011 года. С тех пор — директор по научным исследованиям Колледжа Бернардинцев в Париже. В январе 2014-го выступил со статьей, в которой раскритиковал Русскую православную церковь за осуждения ей Евромайдана. В декабре прошлого года вместе с 11-ю другими активистами присоединился к написанию открытого письма с требованием отозвать лицензию у телеканала RT France- за «сеяние раздора и ослабление демократии». В 2015 году вышла книга «Раздор Украины с Россией: стратегия выхода из пике». Автор всего 9 книг о православии, взаимоотношения Украины с РФ, экуменическое движение — за сотрудничество и взаимопонимание между христианами разных конфессий.