Подобного рода исповедание можно было слышать на протяжении 20 лет в большей или меньшей мере ото всех украинских политиков. И сейчас даже люди без хорошего образования все же усвоили один из важнейших постулатов успех без инвестиций и инвесторов не возможен! «Ведь задумайтесь!» — твердят нам «просвещенные» люди — «Инвестор создаст рабочие места, начнет платить налоги и может даже поставит собственные (с логотипом) урны в парке!» Аплодисменты в студию! Все это время нас убеждали, что роль государства в капиталистической модели экономики предельно проста: принять выгодные инвестору законы, защитить его корпоративные и имущественные права и далее не мешать. Не правда ли простой и понятный рецепт успеха? Пожалуй, эта концепция всегда объединяла украинских политиков хоть с запада, хоть с востока. Но шли годы, пережитки соцреализма сознательно или бессознательно уничтожали, а инвесторы все не спешили к нам идти.

Друзья, сразу хочу оговориться, что инвесторов типа: Миосария Коммершал Лтд, Зокатини Ентерпрайзис Лтд, Маргароза Коммершиал Лимитед, Лекс Перфекта Лимитед, Керелио Коммершиал Лимитед — я не имею ввиду, если кто не знает это собственники акций АТ «Прикарпаттяобленерго» и «Львовобленерго», а основные бенефициары — Игорь и Григорий Суркисы, да, те Суркисы, что очень футбол любят! Увы, 80% всех наших инвесторов — с Кипра, где нет ни научной , ни технологической базы для инвестирования новаций и технологий!

В конце 90-х когда началась плотное сотрудничество Украины с международными финансовыми фондами и главным из которых, как и водится во всем мире, был МВФ, некоторые полагали, что кредитный ресурс пойдет, среди прочего, если не на новую индустриализацию, то хотя бы на модернизацию имеющихся производств. Но воспитанные на марксистской политэкономии люди тогда не понимали, что деньги МВФ — целевые и главное их назначение, что бы вы думали? Да, пополнение золотовалютных резервов, как высоколиквидных активов основным назначением которых является поддержание стабильности национальной валюты и платежеспособности перед кредиторами и всеми нами любимые структурные реформы.

Принято считать, что структурные реформы — один из важнейших факторов роста экономики. Понятие структурных реформ не помещается в одно простое предложение, но так или иначе они предполагают оптимизацию государственного управления для повышения его эффективности и снижения его издержек. Структурные реформы это вечное переименование фискальных органов и то слияние, то разделение их составляющих, это НАБУ , антикоррупционное агенство и антикоррупционная прокуратура. Примечательно, что антикоррупционные органы позволили в свое время получить кредиты МВФ, но так и не позволили посадить коррупционеров и взяточников, ни при Порошенко, ни при Зеленском. Итак, структурные реформы, это проще говоря, когда переименовывают ведомства, что-то разделяют, что-то объединяют, закрывают старые департаменты, открывая новые. Что тут добавить деньги на ветер, если просто выразиться.

Тут, начитанный читатель возразит — а как же покрытие вечно актуального дефицита бюджета с кредитных средств? Но, как мы заметили выше, средства МВФ нельзя тратить на такие цели. Что же делали правительства Ющенко, Тимошенко, Еханурова, Азарова, Януковича, Яценюка, Гройсмана и свежие премьеры? В сговоре с нацбанком, зная о махинациях и хищениях средств в комбанках, проворачивали схемы рефинансирования комбанков для поддержки их ликвидности и устойчивости финсистемы в целом. Так, например полученные от нацбанка под 6% годовых избранные комбанки тут же выкупали облигации правительства под 9% годовых, оставаясь на ровном месте с «наваром» в 3%, и финансируя, таким образом, дефицит бюджета правительства.

Наверное, вы заметили, что я рассуждая о кредитах государства, как-то отвлекся от наших героев — инвесторов? Итак, развитое государство не берет теперь кредиты для развития экономики, эти средства должны поддержать стабильность национальной валюты как будто бы это возможно сделать, выкинув из головы реально работающую или не работающую экономику. Знаете, мир людей с Голдмансакс и Джи.пи.Морган убеждают остальных, что деньги — первичны, а товарно-материальный обмен вторичен, а по сему, если деньги делают деньги минуя товарный обмен — это нормально!?

А всегда ли так было с кредитами МВФ, ну, то есть, всегда ли было обязательство зачислять средства на золотовалютные резервы и держать их там для выплат кредиторам и траты на подсунутые извне структурные реформы?? Возьму не очень хороший пример, но достаточно корректный — индустриализация Румынии в 70-е годы. Не стану рассказывать, сколько предприятий в сфере нефтехимии, машиностроения, оборонной и перерабатывающей промышленности было построено в Румынии за 10 лет с 1970 по 1980 годы. Стоит сказать, что все эти проекты стали возможные благодаря и кредитам МВФ, да Чаушеску модернизировал страну за 10 лет за кредитные средства! Сейчас же предлагают создать условия для инвестора: он придет, оценит, подумает, а мы ему наобещаем, он с нуля сам все построит, потом возьмет неучей местных, обучит, заплатит налоги и...и заживем долго и счастливо так? Тот же Чаушеску за кредиты покупал технологии и патенты, а румынские специалисты — строили, налаживали, пускали и управляли такими заводами. Никто и не думал, что инвестор сам придет все сделает, а как же свои профессиональные кадры, а как же свои научно-исследовательские институты?

Сегодня можно слышать, как власть хвалится каким-то инвестором, но о чем мы говорим??? Пример? Пожалуйста: открытие в Коломые завода известного немецкого производителя!!! Завораживает? Гордость не распирает? Меня нет! Это скорее унижение, страну где строили космические спутники, корабли, танки, самолеты... немцы научат...проводки собирать в коннекторы, потом немцы эти проводки поставят в свои машины, а нам? А нам зарплата в 8000, с нее налоги и несколько сотен людей занятых в элементарном механическом труде! Да у нас же бензина своего не хватает, мы ж белоруский покупаем!!! Нам бы за кредитные средства силами своих НИИ и инженерно-технических кадров пару современных НПЗ построить!!! Нам даже землеотвод не нужен — одна промплощадка в Надворной, вторая в Лисичанске!!! А свой ядерный цикл или хотя бы завод по обогащению своего собственного урана для своих же станций? Не патриотично? Институт национальной памяти куда важнее, а еще важнее не работающее и никому не интересное НАБУ, ловящее коррупционеров, которых тут же оправдывают суды. И да, государство больше стройками века не занимается, будем ждать инвестора, а лопат и работяг мы ему найдем сколько скажет!

Ну а если отойти от этой проблемы и предположить, что нормальный инвестор все таки открыл совместное предприятие, что его пугает??? Налоги? Нет, конечно, нет! Его пугает ритм нашей политики, ведь у нас то майдан, то антимайдан, то интервенция...но и это не самое страшное! А что же еще? Это бесконечная вереница реформ, начавшихся еще в эпоху премьера Ющенко и продолжающаяся до сих пор. Реформы принято замешивать параллельно с поправками к конституции и вечным усовершенствованием налогового кодекса! Мне кажется, что все эти новые бланки и формы, что каждые полгода выпускает налоговая, делают бухгалтерию сложнее, а страну, где каждый новый премьер — реформатор — не привлекательной для ведения бизнеса. И на последок...что можно будет сказать о реформах Ющенко, Азарова, Тимошенко??? А что о реформах Столыпина??? Чувствуете разницу между реформатором и временным резидентом международных финансовых структур на посту главы правительства?