«Укрзалізниця» (УЗ) — государственная железнодорожная компания, практически монополист в сфере железнодорожных перевозок в Украине. Является одним из крупнейших работодателей в стране, насчитывает 376 тыс. сотрудников (2019). Компания имеет 68 тыс. вагонов и 3 тыс. 600 локомотивов. По итогам 2019 года УЗ получила годовой доход более 70 млрд. грн. и удалось выйти на рекордную прибыль — 2,5 млрд. грн. (Более 100 млн. долларов.) Согласно закону о госпредприятиях 90% прибыли перечисляется в бюджет. УЗ – одна из немногих госкомпаний в Украине, которая не получает бюджетное финансирование.
Самым прибыльным маршрутом на внутренних направлениях по итогам 2019 года, стал поезд Киев — Одесса с показателем прибыли 75 млн. грн.
Самым прибыльным поездом международного направления стал Киев — Москва, с показателем прибыли 145 млн. грн.
Самым убыточным внутренним направлением оказался поезд Львов — Бахмут с убытком 275 млн. грн. а самый убыточный международный поезд Хмельницкий — Москва с убытком 4,5 млн. грн. Пассажирские перевозки убыточны, особенно пригородное сообщение («электрички"). Сейчас существует перекрёстное субсидирование между подразделениями. То есть грузовые перевозки зарабатывают, а пассажирские — нет. И вот первые субсидируют вторые на сумму 12−14 млрд. грн. в год. В рамках действующей структуры менеджмент УЗ не сильно заинтересован в развитии пассажирских перевозок, их поддерживают на минимально жизнеспособном уровне. У менеджмента показатель вознаграждения привязан к финансовым результатам, то им интересно развивать то, что прибыльно. А это грузовые перевозки. Министерство инфраструктуры планирует разделение УЗ. Будет отдельное подразделение, которое станет отвечать исключительно за грузоперевозки. И отдельное — за пассажирские перевозки.
В рамках новой структуры будет больше прозрачности: грузовое подразделение будет отдавать прибыль в виде дивидендов в бюджет, а пассажирское, соответственно, уже получать субсидирование от государства. Также планируется сокращение административного персонала на 50%, если это произойдёт, то это поможет компании сэкономленные средства на зарплате направить на модернизацию.
Похожая ситуация была в США в середине 20 века. До 1971 года пассажирские перевозки осуществлялись частными железнодорожными компаниями. Пассажирские железнодорожные перевозки становились всё более убыточными по мере роста популярности автомобилей и авиации, в результате чего частные компании отказывались от них. Для сохранения и развития пассажирского железнодорожного сообщения Правительством США была создана государственная железнодорожная корпорация, получившая название "Амтрак", которая начала свою деятельность 1 мая 1971 года. В её создании участвовало 20 из 26 основных частных железнодорожных компаний. "Амтрак" получила от них подвижной состав. Сейчас Амтрак – одна из немногих государственных компаний принадлежащая Правительству США. Компания остаётся убыточной, получает ежегодно около 2 млрд. долларов субсидий от правительства.