Добрейшего времени суток, мои любознательные культуролюбители. Сегодня поговорим про музыку. Вернее про песни. Про песни с приятной мягкой музыкой и текстами, иногда даже очень литературными. Да, и так бывает, вы не поверите. В этих песнях не бывает социальных протестов, сложных экспериментов и прочих гроулингов.
Поговорим про эстраду. Ну или называйте как хотите, только не попса. По одной простой причине, что попса — это та шняга вперемешку с поющими трусами обоих полов, что в промышленных масштабах выпускают ололостудии типа мастерской. А качественной эстрадой я называю Фрэнка Синатру, например. Где Синатра-отец, или даже Синатра-дочь, и где факинг Меловин, ЭнКей или кто там еще сегодня в тренде у пожирателей семок и хипсторского небыдла. Это же небо и земля, сами всё понимаете, вы же не только любознательные культуролюбители, но и умные читатели.
Само по себе слово «эстрада» мне не очень нравится. Какое-то оно пластмассово-жирное, как плавленный сырок «дружба», изготавливаемый в мрачных подвалах на ржавом оборудовании из соевого масла и портянок. Однако другого синонима я не нашёл. «Шансон» — это чисто французская тема. Романс — совсем не то. И так далее. Какой термин ни возьми. Поэтому таки буду использовать термин «эстрада», рождённый советским чиновничьим мозгом.
Родилась эстрада, по моему твердому убеждению, во времена окончания Великой Депрессии. Когда звукозапись наконец-то вышла «в народ» и стала более доступна. В то же время композиторы как академической классической школы, так и авторы, писавшие для бродвейских шоу, решили, что масштабные симфонии и мюзиклы на хлеб не намажешь, а вот отдельные песни, которые можно записать на пластинку, могут очень даже и выстрелить и принести немножечко икры к хлебу с маслом.
Параллельно с «белой» музыкой именно тогда стали массово записывать «чёрную», то есть ранние блюзы, джаз, вот это всё. Одна музыка достаточно сильно от другой, что отлично вписывалось в существующую систему сегрегации. Вот так вот и оказалось, что негативные социальные явления стали катализатором для целых музыкальных направлений.
Но вернёмся к нашим баранам, то есть к композиторам. Культура бродвейских шоу подразумевала помимо яркого музыкального сопровождения, довольно-таки серьёзную поэтическую составляющую, а также мастерство исполнения. Это и составило характеристики того, что в 2019 году я называю «эстрадой». То есть: отличие от «стилей», голос, текст и музыка в равных пропорциях. Википедия дает нам ещё одно корявое определение для описываемой мной явления — традиционная поп-музыка. Ну, пусть будет, я не против.
Продолжаем. Итак, союз винила и бродвея породил традиционную поп-музыку, которая в свою очередь, разлетевшись по старушке Европе в сороковые года прошлого века, соблазнила местных шансонье и прочих кантаутори. В результате чего, чуть позже чем в США, но и в Европе появилась эстрадная песенная культура со всеми ее определениями и родовыми травмами типа иногда излишнего пафоса, но это такое, перегибы на местах.
Говоря об эстраде, нельзя не упомянуть о советской эстраде. На самом деле можно. Дело в том, что совецкие композиторы, в основной своей массе способные максимум на аранжировку западных мелодий, штамповали низкопробный ширпотреб, как и все советское, неконкурентоспособный на мировом музыкальном рынке. Что со временем породило такого монстра, как постсовецкую попсу. Так пусть горят в аду, черти. Большего они не заслуживают, как по мне. Если у кого есть желание покопаться в тлене советской системы, то гугл вам в помощь, граждане некрофилы.
Однако, как ни старались, не получилось у заслуженных артистов СССР окончательно убить национальные культурные традиции, из которых со временем, выросли ростки настоящей европейской эстрады, уже в независимых государствах, возникших после распада СССР. Причём, что самое интересное, схема возникновения сродни той самой, когда появлялась эстрада в этих ваших европах. Классическая американская музыкальная традиция в сочетании с национальной музыкальной традицией дает на выходе местную эстраду. Естественно, если исполнитель или авторы не скатываются в примитивщину. Тогда получаются либо поющие трусы, либо полублатная псевдоэтника для свадеб в семьях пожирателей семок. Не надо так.
При всём при этом, украинская эстрада существует. Как и вся культура, переживающая не самые лучшие времена, но существует. Её мало, она не особо на виду, её почти нет на крупных телеканалах и на радиостанциях, к моему огромному сожалению, но она есть. Она существует. Ну а отличить эстраду от попсы достаточно просто — где эстрада, там смыслы, гармонии, а также то уникальное, что выгодно отличает любой качественный контент от порожняка — собственный, зачастую уникальный стиль.
Кто-то может сказать по прочтении этой статьи — что это мазафака, такое уже было. Какая нафиг эстрада в дветыщидевятнадцатом году. А я вам скажу на это — неправда ваша, дяденьки и тётеньки. Эстрада заслуживает не меньшего внимания, чем «увожаемые» стили и направления типа джаза, кантри, блюза и так далее. Она имеет четко выраженные корни, свои традиции, свою историю, ответвления, региональные особенности. А также, что немаловажно, имеет потенциал к развитию. Да и в конце концов, это просто хорошая музыка, которую приятно слушать. Без порожняков, без фальши, без натужных криков, без вычурного эстества.
В принципе, можно написать очень и очень много, продолжая рассматривать эстраду как музыкальное явление. Однако, положа руку на сердце, признаюсь — мне не хочется. Не хочется лишать вас, любознательные культуролюбители, уникальной возможности раскопать что-нибудь интересное самостоятельно. Упомяну только один интересный момент: если посмотреть историю музыки за последние сто лет, помимо всего остального, эстрада является ещё и той самой благодатной почвой, на которую периодически падают зерна новаторств, и в итоге появляется нечто интересное. Но это уже совсем другая история.
Если текст «зашел» — поставьте звездочку рекомендаций
Статья написана для petrimazepa.com