Первый день новой сессии Верховной Рады выдался для депутатов действительно ударным. Я не буду сейчас брать решение по набору судей без ВККС, а через ВРП – оставлю этот важный момент профильным экспертам, потому что вопрос знаковый. Остановлюсь на двух проголосованных в первом чтении инфраструктурных законопроектах, которые выглядят позитивно. Первый № 3742 «Об ужесточении ответственности за превышение норм габаритно-весового контроля на дорогах» поддержали 308 нардепов.
О проекте я уже писал ранее, там все просто и логично. Перегруженные фуры на наших дорогах буквально за год способны «убить» любое покрытие. И ремонт дорог в этой ситуации превращается в бег по кругу. Непрерывный ремонт и постоянно плохие дороги. Уговоры не помогали, потому решили ужесточить ответственность. Теперь штрафы за нарушения будут более ощутимыми. И коснутся они не только самих перевозчиков, но и владельцев (отправителей) груза. Так вот, для грузоотправителей за внесение недостоверных сведений в товарно-транспортные накладные (другие документы на груз) – штраф 34 тыс. гривен. Для владельцев транспортных средств дифференцированная сумма. В зависимости от тяжести греха. Старт при превышении до 2% — всего 1700 грн. До 5% — 5100. До 10% 8500 грн и так далее по нарастающей. Превысил 30% получи и распишись штраф 51 тысяча. Такая же сумма за отказ проходить контрольное взвешивание. Норма у нас 40 тонн. Я помню несколько лет назад рекордную фуру остановили – весила больше 100 тонн.
Следующий инфраструктурный законопроект № 2234 также принят в первом чтении. Он упрощает всем желающим оформление документации для участия в тендерах по дорожному строительству. То есть будет больше компаний, выше конкуренция, что автоматически дает возможность получить высокое качество по разумной конкурентной цене. В Мининфраструктуры уже говорят, что после нового закона строить дороги в Украине хочет мощная австрийская компания Strabag. И не одна она – можно говорить, что уже есть пул компаний из ЕС, которые готовы заходить на наши тендеры. Хотелось бы, конечно, чтобы основные работы вели именно украинские компании и строили из украинских материалов. Ну, никто не мешает. Здоровая конкуренция и наших нормальных дорожников заставит подтянуть качество до австрийского уровня. А нехороших не заставит – и не жалко, попрощаемся.
По большому счету никто не изобретал велосипед, просто мы переходим к европейской модели рынка, которая всем понятна, доказала свою работоспособность и определенный иммунитет к коррупции. Контролировать ценообразование в строительстве дорог будет Министерство инфраструктуры. Именно в МИУ подрядчики должны будут показывать – какие технологии используются, какие материалы и как происходит ценообразование. А не список техники, с фамилиями и биографиями водителей и бульдозеристов и просчетам их заработной платы, как сегодня. То есть мы уйдем от имитации бурной деятельности и тотального контроля, когда все эти вещи в процесс однозначно не проверишь. Кстати, компаниям такая прозрачная и простая система тоже выгодна – она оставляет меньше вариантов для махинаций, тем самым резко сужая возможности «наезда» правоохранителей.