Каждый десятый литр топлива в нашей стране либо забодяженный на нелегальном производстве, либо продан вам без уплаты налогов. Становится это удовольствие стране ежегодно в 20-25 млрд грн. Ну а мы не застрахованы залить себе в бак нечто, в сравнение с чем знаменитая из кинематографа «ослиная моча» — лекарство. Почему власть игнорирует нелегальное топливо, почему не подберёт этот почти миллиард долларов?
Сразу после развала Союза, заправляться было особо негде. При дорогах появлялись пункты «индивидуально предпринимательства». Где через лейку с канистры вливали что-то отдаленно похожее на топливо. Поразительно, но с тех пор изменения произошли только в форме. Сегодня ту же бодягу вам заправят на красивой автозаправке.
Да и ладном бы качество теплива. Ладно бы токсичность этой микстуры. Вскрылось, что власть покрывает теневой рынок емкостью до 25 млрд грн в год. То есть за то, что страдают наши машины и наши легкие мы теряем почти миллиард долларов в год.
Куда уходят деньги. Схем несколько.
1. Бодяга. Многие с первого вида современные АЗС покупают не товарный бензин, они везут импортные растворители – да те самые которыми снимают краску – и смешивают их с какими-то химическими веществами, которые резко поднимают октан.
Важно, что за растворители они не платят акциз как за бензин а это в 2 раза удешевляет их бодяжество.
Всю номенклатуру – этих химикатов я не буду перечислять для людей это абракадабра – изопентан и деэтан. Но суть в том, что поток этих компонентов зелья едет одним и тем же маршрутом туда куда ехать не должен на нефтебазы – то есть в бочки, где должно хранится топливо для АЗС.
Как вы считаете видит ли это налоговая? Видят ли это в Минфин? А Минэнерго? Минэкономики? Конечно. У них эти цифры видно онлайн. И вот если в пукт А прибыло 10 000 литров растворителя без уплаты акциза и 1 000 л присадок, а из пункта А на АЗС выехал 11 000 л бензина – это намекает на то что в пункте А незаконно производится топливо без уплаты налогов или есть сомнения?
Безусловно, система кустарного бодяжества полностью контролируется органами ответственными за борьбу с ней – то есть ГФС.
2. Скрутки и торговля за нал. Это вторая часть схематоза. Если продавать без чеков или с левыми за нал, то и отчитываться за то откуда топливо не нужно. Так построена большая система производство нефтепродуктов на так называемых мини-НПЗ. В 90-х их называли самовары за низкую технологичность бочек в которых разогревается купленная на черном рынке нефть, а на выходе получают низкокачественные топлива. Они также за кеш продаются на малые сети АЗС, а те за кеш продают его нам. В итоге оптимизация налогов близка к 100%. Это и есть бизнес по-украински.
Сегодня вопрос нелегального топлива наконец-то актуализировался. Ведь 25 млрд, которые можно собрать, прикрыв эти самовары и нефтебазы – это та, сумма которую хотят состричь с бизнеса и малых предпринимателей, повысив налоги. Так может нужно не налоги повышать, а немного прибраться в доме и забрать свои миллиарды у бодяжников. Как показывает практика последних действий власти иногда нужно просто желание и большие решения принимаются на раз-два.