Полезность реформ проще всего оценить по сопротивлению, которое оказывает система. Так декриминализация и возможность выпускать коррупционеров под залог прошла через Верховную Раду, как по маслу. Законы о спецкофискации средств, полученных преступным путем, или о люстрации принимались с боем и сотнями поправок. Критерий не безупречен, но в большинстве случаев работает.
Законопроект о государственной службе № 2490 не без труда приняли в первом чтении, а 24 ноября Верховная Рада будет голосовать за второе. Сопротивление имеет место – существующее положение дел устраивает слишком многих. Достаточно серьезные люди смогли достучаться даже до Президента, убедив его во вредности этого законопроекта и том, что ЕС никогда не поддержит его. И Порошенко выступил на Совете реформ с требованием отозвать проголосованный в первом чтении законопроект. И только официальное заявление ЕС о поддержке проекта «Закона о госслужбе» заставило президента изменить мнение. Эту ремарку я привел исключительно для того, чтобы вы смогли оценить уровень влияния противников.
Законопроект идет от Кабмина, но разрабатывали его вместе с группой хороших экспертов, так что все участники внесли свой вклад. В шутку (или нет – попробуй пойми эти улыбки) закон хотят назвать (как в штатах) именем депутата Елены Шкрум. Именно она приложила титанические усилия для того, чтобы он прошел комитет и первое чтение без кастрации, которую скромно называют поправками.
Теперь по сути. Авторы исходили из того, что самое большое зло сегодня – партийные квоты и коррупция. Закон разделяет политические и государственные должности. Победители на выборах назначают премьера, министров и их заместителей. Это политические должности. Все кто ниже в пирамиде – госслужащие. Их набирают на открытом конкурсе, единственный критерий их работы (и основание для увольнения) профессиональные качества. Их оценивают ежегодно – снова на открытом конкурсе. Уволить служащих министру будет не так просто, хотя возможно.
В чем главное новшество – «уволить» теперь не значит «поставить своего». Ради чего, сообственно, все и делалось. Все через открытый конкурс с независимой комиссией. Своих людей министр привести может, но только в патронатную службу. Советники, помощники – пожалуйста. Но статус госслужащего им не дадут. Железное правило: «На госслужбу только через конкурс». Не через партию, не через постель или сестру поварихи – только конкурс.
Учитывая печальный опыт нынешних кадровых конкурсов порядок выпишут так, что заблокировать их и поставить ручного исполняющего обязанности не выйдет. Знающие люди оценят весь смысл этого новшества. Теперь нельзя будет продать «денежное место» либо расставить своих людей на денежные потоки. Максимум, что может министр, лишенный доступа к этой коррупционной кормушке – не пускать и других. Конечно, наши чиновники в любой ситуации изобретут способ что-то украсть. Но теперь это будет на порядок сложнее и не в составе «дружной команды». То есть риски возрастают на порядок.
Другое важное новшество – у госслужащих будет всего три категории: А, Б и В. С очень простым делением. А – госсекретари (о них ниже, новая должность) и прочее высокое начальство. Б – руководители структурных подразделений. В – исполнители. При этом не имеет значения где работает чиновник – в министерстве или в районе. Функции определяют категорию. Для каждой – свои квалификационные требования. И ежегодный конкурс, не забываем. То есть для умного и трудолюбивого карьериста без «мохнатой лапы» это отличный шанс расти.
Большой плюс законопроекта – публичность и открытость. И единый портал со всеми вакансиями. В законе, к сожалению, не прописано обязательное требование для кандидатов проходить проверку на полиграфе. Это компромисс – с такой графой Верховная Рада железно его завалит. Есть шанс, что потом Кабмин волевым решением проведет это правило через подзаконный акт. Елена Шкрум обещала попробовать продавить это требование в законе хотя бы для категории «А». Но, кто не в курсе, депутаты при слове «полиграф» звереют.
Госслужащих по новому закону станет меньше. Приблизительно в два раза. Не за счет прямых сокращений – этот статус потеряют помощники народных депутатов, все хозяйственные службы, библиотекари органов власти и прочие «уборщицы Феофании». Это звучит смешно, но по словам Елены Шкрум, таких сейчас 50 тысяч человек. То есть из 260 тысяч госслужащих останется 120, максимум 130 тысяч. При сохранении финансирования (это не много – 1,5% бюджета) можно будет поднять им зарплату вдвое. То есть не можно, а поднимут. И структура зарплаты изменится – теперь она будет на 70% гарантирована государством, а не зависеть от прихоти начальника и размеров премии (сейчас премии до 300%).
Теперь о госсекретарях и по сути закончим. Это новая и очень важная должность в каждом министерстве. Если проводить аналогию с бизнесом, то министр это президент фирмы, а госсекретарь – исполнительный директор. С очень широкими полномочиями. Госслужащий категории «А», то есть вне политики. Именно под контролем госсекретарей начнется переформатирование министерств, организация кадровых конкурсов и прочее. То есть, если не получится исключить коррупционную составляющую (авторы уверены – уже исключили), то это было бы очень «жирное» место с точки зрения коррупции. Конкурс на должности госсекретарей стартует 1 января, документы принимаются в течение 45 дней, вся информация будет доступна на одном портале.
О хорошем закончили – теперь поговорим о рисках.
Сопротивление приличное и креативное. Так глава профильного комитета депутат Сергей Власенко предложил интересную поправку. Закон вступает в силу, но… только для тех, кто хочет идти на госслужбу. А тот, кто уже работает – пусть остается. Без этих конкурсов, комиссий, проверок. То есть вроде поддержал законопроект, но фактически кастрировал. К счастью, информацию быстро донесли до премьера и Яценюк не просто жестко предупредил хитрецов, но и передал Гройсману официальное письмо. Шансов реализовать этот фокус у Власенко теперь практически ноль.
Ряд депутатов прямо заинтересован в сохранении нынешних правил игры. Их все устраивает. Получили по квоте министерство или должность, поставили там за мзду человека, он потоками управляет, и раз в месяц тебе денежки приносит. Они голосовать не будут. Кому интересен пофамильный список – голосование 24 ноября, вся информация будет на сайте Рады.
Третий риск – состав конкурсной комиссии. От этих людей зависит очень многое. Туда войдут: представитель президента, представитель Кабмина, глава Нацагентства по госслужбе Константин Ващенко (один из авторов законопроекта), глава НАБУ и представитель профсоюзов. Под вопросом один представитель от работодателей. В Европе это считают разумным, но в наших реалиях это значит – пустить в процесс Фирташа. А зачем это надо?
От Верховной Рады будет один представитель либо один от каждой фракции – идет дискуссия. Достаточно мощно представлена общественность – 4 представителя. И тут тоже риск. По словам Карла Волоха, активных и сотрудничающих с властью общественников можно пересчитать по пальцам двух рук. Они везде – в комиссиях, в наблюдательных и общественных советах, на шоу в телевизоре и приемах в органах власти. Это уже своего рода мафия, которая не имеет никакого отношения к мнению и интересам 40 миллионов украинцев.
От себя добавлю – Карл говорит правду. Исключения есть, но в целом «представители гражданского общества» и реальное гражданское общество вообще никак не связаны. И выбор этих четырех представителей – очень важный момент. Риск учтен, идет поиск решения. Надеюсь, результат оправдает поиск, и мы увидим тех, кому доверяем.
Резюме. Лучше всего итог дискуссии подвел Виктор Пузанов. Цитирую не дословно: Мне не нравится этот закон, который вы предлагаете. Я хочу быстро и в ручном режиме увольнять тех, кто не справился и так же просто брать на работу перспективных. Но этот закон в триста раз лучше того, что у нас есть сейчас.
С выводом Виктора я полностью согласен.