Что такое сказка со счастливым концом? Это когда принц на белом коне приезжает к королю, протягивает ему окровавленный мешок и говорит – вот тебе голова дракона. А Его Величество протягивает в ответ красивый пакет с королевской эмблемой и отвечает – а тебе вот рука принцессы. Все счастливы. Почти. В жизни все очень похоже – вот тебе пойманный коррупционер, а в ответ – вот тебе гуманное украинское правосудие.
На днях Апелляционный суд Киева удовлетворил ходатайство защиты замглавы Минздрава Романа Василишина о его отстранении от должности. Все просто замечательно – господин Василишин может хоть завтра возвращаться на работу. А почему бы и нет? Почему бы суду не проявить гуманность во всей ее неумолимой полноте, если речь идет не о ком-то незначительном, а о целом заместителе министра здравоохранения? Нет причин.
Если кто забыл, то я напомню детали. Роман Василишин и его сообщник были задержаны 8 июля в Киеве в рамках антикоррупционной операции по разоблачению системного взяточничества. Системного, друзья, а не сорвался разок человек, насмотревшись в голодные глаза жены и детей. За один раз у чиновника было изъято $50 тысяч и более 300 тысяч гривен. Понятно, что от должности его отстранили, а суд Киева избрал для Василишина меру пресечения в виде содержания под стражей на два месяца с возможностью внесения залога в размере 2 млн грн.
Все, страшная сказка закончилась, дальше счастливый конец. Залог внесли, чиновник в тот же день вышел на свободу, а теперь еще и готов снова трудиться не разгибая, что там они не разгибают, на благо страны. Казалось бы – попался на горячем, а там еще и система, то есть давно вели, все очень печально. Так сиди тихонько, молчи в тряпочку, вышел под залог и копи на условный срок. Зачем же так демонстративно плевать в сторону борьбы с коррупцией и веры в перемены? Зачем провоцировать? Он же не полный отморозок с отсутствующим чувством самосохранения, все-таки не из министерства энергетики и угольной промышленности, а Минздрав.
А просто совсем не страшно. Должность подразумевает такой уровень связей и возможностей, что вообще не страшно. Спокойная уверенность в том, что все решаемо. Пойманный за руку, он не бежит из страны, не прячется, а уверенно добивается восстановления на работе. И это самое страшное. С такими чиновниками и таким правосудием поменять что-то в стране невозможно. С другой стороны – удачный момент чтобы преподать хороший урок. И чиновнику и судьям. Все-таки нет ничего хуже, чем оказаться под рукой, когда очень нужен наглядный пример…