В рейтинге экологически чистых стран мира, который составляет Центр экологической политики и права при Йельском университете, Украина занимает 109-ое место. За 5 лет наша страна опустилась на 14 позиций, то есть проблемы нарастают.

Истощение природных ресурсов, увеличение вредного воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье людей – такова наша реальность. Менять ее необходимо. Плясать нужно «от печки» — от законодательства.

В Раде зарегистрирован законопроект «О государственном экологическом контроле». Изучив его, пришел к выводу – документ «заточен» на то, чтобы удобнее было «кошмарить» предприятия-загрязнители, а не на решение проблем с экологией и здоровьем людей. Судите сами.

Первое – уравниловка. В законопроекте прописаны штрафы за сверхнормативное использование природных ресурсов. Казалось бы, так и надо. Но штрафы одинаковые на все случаи. Получается, что за перерасход использования 1 кубометра воды и за перерасход 100 тыс. кубометров воды ответственность равная. Т.е., если выживший вопреки отсутствию господдержки в каратино-кризис представитель МСБ использует в своем шиномонтаже 3 сверхнормативных кубометра воды, его оштрафуют так же, как и какой-нибудь ферросплавный завод, который переберет 3 тыс. кубометров. И если вы думаете, что в случае с шиномонтажем дело дойдет до штрафа, то ошибаетесь – госэкоконтролер получит взятку, для чего и появилась в законе эта нелепая норма.

Второе – правовой нигилизм высшего порядка. Берем тот же шиномонтаж, помещение которого находится в собственности мелкого предпринимателя. Законопроект дает право экоконтролю при внеплановых проверках вламываться на предприятия без согласования с другими органами власти. Напомню авторам законопроекта «О госэкологконтроле», что статья 30 Конституции Украины четко указывает – без мотивированного решения суда нельзя вламываться в жилье или другое владение гражданина. Оно, конечно, понятно – после несанкционированного судом проникновения в помещение МСБ-шника тот же суд признает действия экоконтролеров незаконными. Но тут ключевое слово «после», ибо до решения суда те смогут творить все, что хотят. И предприниматель это понимает, поэтому прознав о будущем «внеплановом» визите экоконтролеров предпочтет «отстегнуть» им во избежание проблем.

Третье – полный беспредел. Нововведение дает право останавливать предприятие на три дня на время экопроверки. Представляете, сколько десятков (если не сотен) миллионов потеряет, скажем, химический завод, если по требованию госэкоконтролеров его остановят на три дня для проверки? И сколько денег потеряют предприятия, которые из-за остановки химзавода не получат вовремя необходимые им селитру или аммофос? Лучшего повода для шантажа и вымогательства не придумаешь. Понятно, что собственник крупного предприятия предпочтет передать пухлый конверт с деньгами экоконтролеру, чем остановить производство на три дня.

Можно привести еще несколько примеров, но не буду тратить ваше время. Похоже, совсем не улучшение экологии было истинной целью разработчиков законопроекта «О государственном экологическом контроле».

Тема экологии мне как родная, причем в разных аспектах. До войны я жил в Донецке – завораживающие своей мощью доменные печи и конвертеры оборачивались высоким уровнем заболеваемости и смертности из-за высокого уровня вредных выбросов на предприятиях области. Сейчас живу в пригороде Киева – сравнительно чистая окружающая среда имеет обратной стороной деиндустриализацию и занятость населения на нестабильной низкооплачиваемой работе. Примирение экономического роста с улучшением экологии – важная задача для страны. Нужен комплекс законов, нужен экоконтроль, нужны меры воздействия. Но такие, чтобы были нацелены на решение экологических проблем, а не на создание условий для вымогательства денег с бизнеса.

Понимаю, что на подготовку качественной законодательной базы уйдет время, а уже сейчас нужно выправлять ситуацию.

У меня есть конкретное предложение – давайте доведем до ума систему использования эконалога. Сейчас 45% собранного эконалога идет в госбюджет, а 55% — в местные бюджеты. В результате, к примеру, за 2017 год из 4 млрд. грн. эконалога на природоохранные мероприятия направлен был только 1 млрд. И неудивительно. Госбюджету нужны деньги на выплату госдолга и космических зарплат членам разных Набсоветов госструктур (одному только Сергею Лещенко вынь да полож каждый месяц по 323 тыс. грн., и таких как он много). Местным бюджетам нужны деньги на школы и дороги, спортплощадки и больницы. Но при такой системе использования эконалога денег на улучшение экологии не остается. А на больницы приходится тратить все больше и больше…

Выходит, как с антикоронавирусным фондом – больше половины денег из него потратили на ремонт дорог (спору нет – дело нужное), но в больницах Ивано-Франковска и Харькова нет свободных мест для тех, кто заболел коронавирусом.

Нужно сделать так, чтобы значительная часть эконалога направлялась в спецфонды госбюджета, из которых направлялась исключительно на природоохранные мероприятия. Кстати, у нас есть предприятия, которые вкладывают в природоохранные мероприятия и без прихода экоконтролеров. Этим предприятиям нужно уменьшать сумму начисленного экононалога на размер инвестиций в экологическую модернизацию производства. Такие предложения есть в двух законопроектах – о внесении изменений в Бюджетный и Налоговой Кодексы. Их нужно принять.

о данным ВОЗ из-за болезней, вызываемых плохой экологией, в Украине каждые два часа умирает три человека. 36 человек в день, 13 140 в год. Огорчу, будет больше: ученые установили – смертность от коронавируса выше там, где организм человека ослаблен плохой экологией. Нужны качественные законодательные акты, направленные на спасение экологии и здоровья людей. А не те, которые создадут комфортные условия для коррупции. С ней у нас так же плохо, как и с экологией – по индексу коррупции от Transparency International Украина занимает совсем не почетное 129-ое место в мире…