Вчера торги на Сянганской фондовой бирже завершились ростом основного индекса, повысившись на 379,90 пункта или 1,29 проц. по сравнению с предыдущим торговым днем. Американские биржи, увы, пока демонстрируют падение. Казалось бы – причем тут Украина? Очень даже причем. Новости такого рода рано или поздно из телевизора перейдут в наши карманы.
Не претендуя на экспертность таксистов Ирпеня, обсуждающих в кафе на заправке корректировки биткоина, можем отметить один неприятный для нас факт. Падение индексов на мировых биржах всегда приводит к падению цен на сырье. А именно сырьем Украина торгует на мировых ранках. Увы, но это реальность. Металл, руда, зерно – наши основные товары на мировых рынках. И снижение цен – удар по гривне. И соответственно удар по бюджетным планам Кабмина. То есть через полгода мы это почувствуем все. От бизнесмена, принимающего решения на миллионы долларов за утренним кофе, до пенсионера.
Печальная участь страны, чья экономика построена на экспорте сырья. И глупо гордиться своим аграрным потенциалом. Просто потому что в мире нет ни одной страны, которая активно экспортирует продукцию сельского хозяйства и является богатой. Нет, все сравнительно бедны. Наивно было бы рассчитывать на успех и богатство, поставив во главу угла аграрный сектор, то есть девятнадцатый век. Конечно, Канада и США используют этот сектор, но не в качестве главной ставки. И выходов всего два. Первый – молиться о повышении цен на сырье. Второй – предложить мировому рынку что-то с высокой добавленной стоимостью, создавая рабочие места с приличными зарплатами в Украине.
На самом деле выбор у нас небольшой. Украина не сможет в обозримом будущем делать автомобили лучше немецких (пробовали – получается все равно Ланос). Не сможет создать корпорацию уровня Google или Apple. Слишком сильно мы отстали. Не буду винить политиков, чиновников или избирателей. Это наш общий грех – больше двадцати лет проедать остатки ресурсов УССР, не создавая принципиально новую модель. Пришло время расплаты. Поколение сорокалетних может приложить массу усилий, но насладиться результатами мы уже не сможем. Максимум – оставим совсем другую страну своим детям.
Вернемся к экспортному потенциалу с приличной добавочной стоимостью. Что может предложить Европе Украина, кроме недорогого сырья? Электроэнергию. Процессы в мировой экономике сейчас идут именно в этом направлении. Роботизация и новые технологии сокращают число рабочих мест. Структура сельского хозяйства скоро умножит на ноль столь милые сердцу Тимошенко и Ляшко черноземы. А вот потребление электроэнергии растет с каждым годом. Грех упускать такую возможность. Тем паче, потенциальные ресурсы и квалифицированные кадры у нас есть. Справедливости ради отметим – пока есть. В первую очередь – кадры. И цены.
Сколько бы политики не причитали о тарифах и формуле «Роттердам+» факт остается фактом – в нашей стране самые низкие цены на электроэнергию в Европе. Это достигается благодаря тому, что 56% генерации дают АЭС – самая низкая стоимость. Тепловая энергетика обеспечивает маневренность во время утренних и вечерних пиков потребления, куда и идет уголь. Плюс ГЭС и ГАЭС, которые также развязывают нам руки для маневров и служат страховкой на случай аварийной ситуации в атомной генерации. Зеленая энергетика у нас развивается, но ее общее значение пока невелико. То есть логичным выглядит следующий сценарий. АЭС необходимо развивать, в первую очередь, достраивая блоки на Хмельницкой станции. Тем паче, что мы достаточно активно заменяем российское топливо на американское. Более того, американцы готовы поставлять все оборудование и технику для новых блоков.
Все в плюсах – американцы продают свое оборудование и топливо, а европейцы покупают нашу электроэнергию. В минусах Россия, но это нас волнует чуть меньше, чем популяция полярной совы или сезонная миграция леммингов. По линиям есть три интересных проекта, которые обсуждали 11 декабря в Вене на заседании группы энергетического товарищества. Первый – словацкое направление, модернизация линии 400 кВ «Мукачево – Велики Капушаны». Второй – строительство подстанции 750-400 кВ «Приморская» с линией на Исакчу (Румыния). Третий – ЛЭП 750 кВ с Хмельницкой АЭС на Жешув (Польша). Была бы генерация, а линии будут. Это рабочие места (от монтеров до квалифицированных инженеров) в Украине, зарплаты и налоги. Это валюта в страну. Ну и по добавленной стоимости торговля электроэнергией гораздо интереснее, чем зерном и прочим сырьем. В прошлом году Украина уже нарастила экспорт электроэнергии почти на 30% (Захидна система, «Бурштынский остров»), но на фоне возможностей в перспективе 30% это капля в море.
Выводы достаточно очевидны. У Украины есть окно возможностей стать серьезным игроком на европейском рынке электроэнергии, который растет с каждым годом. Для этого необходимо развивать основную генерацию, то есть атомные станции. Не забывать про маневровые мощности ТЭС (желательно покупая уголь по нормальной цене не в США или ЮАР, а у своих горняков – это тоже рабочие места и энергетическая независимость). Плюс, перевод ТЭС на газовый уголь, который мы добываем в Украине (и дать уже по рукам АМКУ, который блокирует это направление, вынуждая нас покупать антрацит в РФ). И зеленая энергетика – самая сейчас дорогая и экономически невыгодная, но ЕС активно вводит квоты именно по количеству зеленой энергетики в общем котле. То ли так любят природу, то ли немецким заводам нужен стабильный сбыт продукции по этому направлению – сейчас не об этом.
Конечно, уже сейчас нужно начинать строить новые линии на ЕС. Не забывая о модернизации своих низковольтных сетей, чей износ уже порядка 70%, но тут помогут RAB-тарифы с апреля. Да, процесс не быстрый. Рекорд по строительству блока на АЭС принадлежит Китаю – 4 года. Но у нас один землеотвод отнимет год, так что лет семь от решения до реализации – оптимально. Ну, я же предупреждал, что эти результатом успешной реализации проектов в энергетике будем пользоваться не мы, а наши дети. Кстати, создание фондового рынка помогло бы привлечь в строительство новых блоков АЭС частные инвестиции украинцев – пора извлекать деньги из матрасов. То есть направление со всех сторон интересное. Я бы даже рискнул назвать его для Украины сегодня приоритетным.