Новость о том, что Британия передает Украине два противоминных корабля класса Sandown из наличия флота не вызвала особого фурора в СМИ.

Ну тральщики и тральщики.

Уже привыкли за последние годы.

Какие-то обыденные патрульные катера от США — месяцами для них готовят экипажи и стоянки.

Какие-то скучные контракты Морской охраны с французами.

Курсы по живучести, борьбе с минами и скучные аббревиатуры, вроде, PASSEX.

Навязшие на зубах склады, казармы, мастерские и причалы, которые строят у нас США и Британия, а закончат хорошо если в году 2024.


Нет, например, понимания, что в жизненный цикл даже небольшого корабля входит много сложных вещей (береговой комплект механизмов, склады для зип и вооружения, капитальный ремонт, инфраструктура порта), которые обойдутся по цене дороже, чем сам корабль.

Нет понимания насколько долго создается береговая инфраструктура.

Отсюда поиск быстрых решений в обществе.

Вот если бы партнеры подогнали современный эсминец за миллиард фунтов, например, тот же тип 45.

Или хотя бы списанные старые английские фрегаты тип 22, которые в итоге обошлись Румынии под 250 млн. евро с оснащением, перевооружением и модернизацией. Там, правда, с ракетами не сложилось, но фрегат выглядит внушительнее чем 30-метровый катер или 50-метровый охотник.

Ну или в крайнем случае достроить «Владимир Великий» — хотя бы с «Гарпунами», блекджеком и путанами.

Чтобы ракеты, управляемое вооружение и вот это всё. Чтобы доминировать и унижать. А как можно доминировать и унижать на 50-метровых судах? Да где к тому же 30-мм орудие в качестве главного калибра?

Поэтому украинцы в общей массе, за исключением нескольких процентов фанатов и людей интересующихся флотом, меряются калибрами и крылатыми ракетами. А по этим вводным Украина, ну никак не выглядит грозно.

На выходе имеем всего несколько строчек на новостных порталах о тральщиках. А тем временем это крайне важный элемент обороны побережья. Минные охотники и тральщики основа любого малого флота. В Королевском флоте Дании их полтора десятка. Поляки на свои 480 км. морской границы планируют спустить на воду 6 тральщиков. У финнов минных заградителей и тральщиков 19 штук — на секундочку на их 1100 км. береговой линии.


А у Украины остался в строю 1 древний «Геническ». Это на береговую линию в 2700 км. У государства, которое жизненно зависит от поставок запчастей к сельхозтехнике, удобрений, топлива через порты. Да и 90% перевалки сельхозпродукции и металла, дающие львиную долю валютных поступлений страны, проходят именно через морские ворота. Поэтому их блокада будет означать крайне серьезный кризис.


Кажется, что минная война — дело далекого прошлого. Хотя танкеры подрывались у берегов Йемена несколько месяцев назад. Мины легки в обслуживании — им не нужен такелаж, обслуживание электроники и перезарядка твердого топлива как крылатым ракетам. Минная война дешевая — зарядом за 200-300 тысяч долларов можно вывести из строя корабль за сотни миллионов. Есть также современные заряды в виде умных торпед на якоре или контейнеров, зарывающихся в ил — такие можно ставить с вертолетов и рампы транспортных самолетов по сути ведя свободную охоту.


А еще у мин достаточно высокая эффективность. В феврале 1991 года во время «Бури в Пустыне» вертолетоносец «Триполи» получил пробоину в 6 метров, потерял половину своего топлива из разбитых цистерн и вынужден был идти на ремонт на 30 суток. Когда во время ирано-иракской войны были поставлены заграждения в Красном море — за месяц трафик судов в регионе упал втрое, 17 кораблей получило повреждения различной степени тяжести.

Американский фрегат FFG-58 «Сэмюэль Робертс» натолкнувшись в 1988 году на иранскую мину, потерял ход, ему сорвало обе турбины с опор и затопило машинное отделение. Ремонт судна обошелся в 89 млн. старых долларов — искореженный отсек вырезали полностью и заменили вварив «деталь» весом 315 тонн.

Так, что списывать этот вид оружия со счетов откровенно рановато.

Кроме того, Британия заменяет свои суда беспилотными системами траления Flexible Agile Sweep Technology— модульными носителями беспилотных аппаратов. Пока идут дискуссии — будет ли это полностью безэкипажная система или 90-метровые носители все же будут в классическом исполнении (сейчас для них модернизируют тральщики предыдущего класса «Хант»).


А 2 корабля класса "Sandown", которые собираются консервировать, передадут Украине в счет кредитного опциона — самый старый из них 1998 года выпуска, самый молодой 2001. В обеих случаях на пару суббот младше нашего флагмана. Эти 600 тонные охотники сделаны из стеклопластика — идеального материала для борьбы с магнитными, индукционными и донными неконтактными минами.

Небольшой 50-метровый корабль с 40 членами экипажа обладает автономностью в 2500 морских миль. Часть механизмов оснащена амортизаторами, которые должны будут ослабить удар при возможном подрыве, двигатели и винты проектировались с низкими акустическими характеристиками. "Sandown" вооружен 30 мм. автоматом «Эрликон» на баке, системой отстрела инфракрасных ловушек и постановки дымов, 3 пулеметами.

Но главная его " рабочая лошадка" — кран на корме и беспилотные аппараты разминирования. Предыдущая система PAP 104 mk5 была оснащена манипулятором для перерезания троса якоря, чтобы заряд всплыл, нынешняя (аппараты "Морская лиса") использует подрыв — обе они управляются по оптоволоконным кабелям. Опираясь на данные морского гидролокатора Thales 2093, который может обнаружить цель размером с голову, на расстоянии километра и глубине до 200 метров, корабль выпускает беспилотные аппараты.


"Моские лисы" либо устанавливают около мины кумулятивный заряд весом в 1.4 кг или имитируют сигнатуры корабля, чтобы произвести подрыв на безопасном расстоянии. Первые модификации беспилотников взрывали себя вместе с миной, последующие устанавливают съемный заряд "Кобра", что удешевляет охоту. Может тральщик "Sandown" ставить мины и сам. Возможно несколько хуже чем специализированные минные заградители, но система Nautis 3 на борту позволит автоматически рисовать рельеф морского дна и составлять карты полей при надобности.

Таким образом мы получаем корабль, который может выполнять как патрульные, так и противоминные функции, модернизирован современным сонаром и беспилотными аппаратами, а при необходимости сам может устанавливать заграждения. При этом, он сделан из стеклопластика, который не подвержен коррозии, а экипаж будут готовить британцы, имеющие богатый опыт разминирования в Персидском заливе. "Морская лиса" модели I может работать 100 часов на глубине до 300 метров, а гидролокатор стоит на вооружении десятка стран НАТО. То есть Украина получает доступ к пакетному решению и уникальным технологиям, а не просто к передаче судов из наличия. Это объективно хорошая сделка, которая значительно усилит ВМСУ.