Эпиграф:

Когда коту делать нечего — он себе яйца лижет.

(© Народная мудрость)

Сегодня наша славная Верховная рада проголосовала и одобрила ничем вроде бы не примечательный законопроект — «Об изменениях в ст. 41 Закона Украины „О дорожном движении“. Автором чудного проекта выступил нардеп Михаил Папиев (Это такой усатый типочек из „Оппоблока“, который когда-то был министром труда и соц политики, но не в том суть.) А суть, господа водители, в следующем:

Проголосованные изменения, как следует из названия законопроекта, коснулись статьи 41 Закона „О дорожном движении“, которую я процитирую — она весьма коротка:

„Стаття 41. Правила дорожнього руху

В Україні встановлено правосторонній рух транспортних засобів.

Порядок початку руху, зміни руху за напрямком, розташування транспортних засобів і пішоходів, вибору швидкості руху та дистанції, обгону та стоянки, проїзду перехресть, пішохідних переходів і залізничних переїздів, зупинок транспортних засобів загального користування, користування зовнішніми світловими приладами, правила пересування пішоходів, проїзд велосипедистів, а також питання організації руху та його безпеки регулюються Правилами дорожнього руху, що затверджуються Кабінетом Міністрів України.“

Итак, суть статьи была предельно проста и понятна: В стране правостороннее движение, а непосредственно Правила дорожного движения утверждаются Кабмином.

Что же сегодня решил (с подачи Папиева) наш чудный парламент? А парламент решил дополнить данную статью одним-единственным предложением:

„Перевага в русі на перехрестях, де організовано круговий рух, надається транспортним засобам, які вже рухаються по колу“.

И все бы ничего, и может быть, даже сама идея данных изменений в ПДД неплоха (хотя я не понимаю, чем не угодила существующая ситуация со знаками приоритета в каждом конкретном случае и правилом „помехи справа“ для проезда нерегулируемых перекрестков при отсутствии знаков)... Но на этом возможный позитив законопроекта оканчивается. Потому что сделано все как обычно — через ..опу.

Судите сами: Статья после ее редактирования прямо противоречит себе самой: С одной стороны статья диктует, что правила проезда перекрестков и организации дорожного движения регулируются ПДД, утверждаемыми Кабмином. С другой стороны — статья тут же эти правила устанавливает самостоятельно, причем иначе, нежели в ПДД. К которым сама же и отсылает. Вопрос — чему следовать? ПДД — или норме закона?

То есть изменения правил дорожного движения почему-то вносятся не в сами ПДД, а в закон, который их никогда не устанавливал. Таким образом, нарушается цельность документа, взаимосогласованность принципов регулирования.

При этом, согласно текста принятых изменений, „Закон набирає чинності з дня, наступного за днем його опублікування“, и также содержит требование к КМУ в течение месяца привести свои нормативные акты в соответствие с законом.

Надо понимать, что Закон, как нормативно-правовой акт, имеет высшую силу, нежели ПДД, утвержденные постановлением Кабмина. Таким образом, на следующий день после вступления закона в силу, и до момента, пока КМУ не внесет изменения в ПДД, мы будем иметь презабавную ситуацию: Закон и Правила по-разному регулируют одни и те же ситуации на дороге, и более того — в ряде дорожных ситуаций предписания ПДД и Закона прямо противоречат друг другу.

Теперь, подъезжая к кругу и видя перед собой знак 2.3. „Главная дорога“ — не верь глазам своим! И не вздумай, руководствуясь п. 16.11 ПДД, воспользоваться приоритетом в движении, о котором говорит тебе знак. А не видя данного знака — ни в коем случае не вспоминай о пункте 6.12 ПДД, определяющем право приоритета при проезде нерегулируемых перекрестков (так называемое правило „помеха справа“).

Самое забавное — это пояснительная записка к законопроекту, которая указывает, что его принятие „не повлечет дополнительных затрат для бюджета“ и „приведет к уменьшению аварийности“. Ага, как же!!

По-моему, господин Папиев и вся ВР слабо понимают, что в результате принятия данного проекта во-первых, придется поменять тысячи дорожных знаков приоритета на дорогах, имеющих круговое движение. Во-вторых, господин Папиев и вся ВР слабо соображают, что такие достаточно серьезные изменения порядка организации дорожного движения не вводятся „на следующий день после опубликования“. Для этого требуется длительная и кропотливая разъяснительная работа. Иначе — я уже представляю себе ситуацию, когда два участника ДТП бьют друг другу морды с криками: » Я ехал по Правилам" — "А я ехал по Закону"!

И самое главное — я в упор не понимаю, с какого рожна господин Папиев и вся ВР полезли в ту сферу регулирования, которая испокон веков была в сфере полномочий Кабинета министров? Какая в этом безотлагательная необходимость? В стране нет более острых проблем, требующих вмешательства именно высшего представительского органа, органа законодательной власти? У нас отличная налоговая система? У нас решены вопросы владения оружием и самообороны? У нас завершена судебная реформа, реформа госуправления? У нас нет проблем в социальной сфере (где господин Папиев, вроде как, специализировался)? Когда, наконец, ВР будет заниматься тем, чем они должны? И когда, в конце концов, у нас будут задумываться о последствиях внезапных решений, а не вести себя как слон в посудной лавке?

P.S. Кстати, законопроект получил негативный вывод Главного научно-экспертного управления — именно по причине того, что ВР лезет не в свою сферу регулирования...