His head was higher than the helm of kings
with heathen crowns, his heart keener
and his soul clearer than swords of heroes
polished and proven: than plated gold
his worth was greater. From the world has
passed a prince peerless in peace and war,
just in judgment, generous-handed
as the golden lords of long ago.
He has gone to God glory seeking,
Beorhtnoth beloved.
Вздымал он голову превыше всех венцов
Языческих...
...И к Господу ушёл от нас во имя славы
Возлюбленный Беортнот.
(с) Дж.Р.Р. Толкин «Возвращение Беортнота, сына Беортхельма»
Эта статья – об украинской политике. Хотя, наверно, в это с первого раза поверить будет трудно.
Как известно, Дж. Р. Р. Толкин был ревностным католиком. И хотя Профессор (не путать с Проффесором) всегда яростно отрицал наличие в своих произведениях прямых аналогий как с историей, так и со Святым Писанием, но аллегорическая передача христианских постулатов в них является бесспорной.
Среди прочего, герои Эпоса о Кольце должны или сами превозмочь смертные грехи (не все, правда, обошлись без Обжорства и Сладострастия), или помочь в этом своим будущим союзникам. Например, Теодена Роханского ударными методами излечивают от Уныния (сцена изгнания бесов в фильме – на совести режиссёра, в книге всё совсем не так, если кто не читал). У Денетора Второго, сына Экталиона, же роль другая – изоблачить грех Гордыни!
В фильме Денетор изображён психопатом, который на ровном месте отсылает на верную смерть сына, а потом с криком «Мы всё умрём!» прыгает с высокой-превысокой скалы. Как видно, Джексону более понятны простые чувства орков, раз он только так смог изобразить жизнь и смерть одного из величайших правителей Гондора.
Если же вспомнить книгу, то никаких проблем с головой у Денетора не наблюдалось. Он был умелым правителем и искусным воином, под чьим руководством страна 35 лет в одиночку сопротивлялась надвигающейся с востока Тьме. Более того, его сила воли была настолько огромной, что он смог выиграть в гляделки у Саурона, поставив под свой контроль один из семи знаменитых Палантиров.
И вот на этом, как мы помним, он и попалился. С момента выхода в эфир через Палантин для него во всём мире осталось только две стороны: Он и Враг. Саурон не сумел победить волю Денетора, но мог постоянно манипулировать его сознанием, подсовывая исключительно картинки двух типов: бессчётных мордорских армий и гондорцев, которые отступают шаг за шагом под их натиском.
Подчёркиваю, никого другого в этом мире персонального Палантира не было. Не было всего остального мира, включая эльфов, Шир и Эребора. Не было роханских степей и Лихолесья. Было только две стороны: Мордор и Гондор.
Точнее, было только их двое – Денетор и Саурон.
И все, кто не становился на сторону наместника, совершенно логично становились приспешникам Врага.
Теоден просит помощи? – Отвлекает силы от главного фронта.
Элронд созывает совет? – Явно хочет погубить дунаданов, чтобы дать власть эльфам.
В северных землях появился наследник королей, дунадан? – Заговорщик, стремящийся убрать с гондорского трона единственную опору Первых Людей.
Малейшее противоречие воле повелителя – и ты предатель. Неважно, ты маг и волшебник, странный полурослик, недавно поступивший на службу, или собственный сын, наследник. Всякая воля, не подчинившаяся твоей – вражеская!
Исход, как мы помним, печален. В момент победы у Денетора перегорают предохранители в мозгу, ведь он лично проиграл эту войну, значит обречён и весь мир. Мысль, что страна может бороться и побеждать без него, попросту не может появиться в голове, полностью забитой личным противостоянием с Врагом.
Да, эта статья – об украинской политике.
Потому что гордыня – смертный грех не только в библейских прописях. Это ведь так сладко, считать свою борьбу против Мордора единственно справедливой. Считать свою волю – единственной силой. Считать победу – только своей.
Финал, правда, известен.
– Вот как! — воскликнул Денетор. — Ты похитил у меня любовь сына, а теперь похищаешь верность моих воинов? Но одного ты не похитишь у меня: права распоряжаться своей судьбой. — И, обратясь к своим слугам, он крикнул: — Сюда, если вы еще верны мне!
Двое из них подбежали к нему. Он схватил факел из рук ближайшего и кинулся к костру. Не успел Гэндальф помешать ему, как он ткнул факел в сухие дрова и они мгновенно вспыхнули.
Тогда Денетор вскочил на стол, схватил лежащий там жезл Правителя и, сломав о колено, бросил в огонь. Потом он прижал Палантир к груди обеими руками и лег.
Говорят, что с тех пор всякий, заглянувший в этот Камень, если его воля недостаточна, чтобы направить взгляд к другой цели, видел в нем только две старческие обугленные руки.