Анатолий «Змеюка» Матях, Owlka, Алекс Хавр

Abstract
Сколько нужно капусты на расового славянского младенца, почему Вулкан – это зло, и при чём здесь таки да евреи

Був у древніх слов'ян бог Лель і дружина його Леля. І дитя в них було Ляля. І був птах ЛЕЛЕКА, який приносив Лялю. А що таке АІСТ?
(с) з інтернет-дискусії

– Ой не-не, ой не-не...
– Этот просто дразнится
(с) КВН «Сибирские сибиряки» «Цыганская песня с переводом»

В одних краях детей приносит аист.

В інших – їх приносить лелека.

Как вы понимаете, вопрос о том, кто приносил детей древним славянам, имеет для Украины первоочередную важность. Хотя ответ до него до отвращения прост – никто им детей не приносил. Древние славяне своих детей рожали в гармонии с природой (кроме тех случаев, когда выжигали лес и выбивали всех белок в округе, чтобы загнать их мохнатые шкурки грекам за бусы из цветного стекла). А если уж древним славянам и требовалось прикрытие с воздуха, то его им обеспечивали истинно славянские «бусел» или «бузько». Или «чорногуз» на худой конец. И уж для совсем суровых любителей старины и традиций – общий для инодевропейских языков «стерк» (st*rk в прото-индоевропейском, Storch в немецком, stork в кельтских и скандинавских, stārķis в латышском, štrkot в македонском).

От безграмотных средневековых польских орнитологов, неспособных отличить чорного лелеку от сороки, пошло название "heister" (нем. сорока), которое через литвинов перекочевало в Московию в знакомом нам виде «аист».

Ну, а в XVII веке в Украину наконец-то прилетел и лелека – из Турции (тур. leylek – белый аист). Вот у лелеки, конечно, корни знатные – аккадские (т.е. из 3 тысячелетия до н.э.). Но любителей произвести шумеров и Саргона Великого в славян мы сразу попросим в сад – вас там уже ждёт Бебик на скифской колеснице. В общем, спор о том, кто истинно украинский: аист или лелека – это приблизительно как спор между немецкими «туфлями» и турецкими «мештами».


А вот с «лялей», дитём Леля и Лейлы Лели, которого оный бузько носил к залетевшим славянкам, всё ещё более забавно. И начинается этот рассказ аж в середине XVI века, в свежеобразовавшейся Речи Посполитой, которая решила не пасти задних в славной европейской семье (где и франки, и бритты происходили от троянцев) и сочинить себе историю посолидней. А какая же история без богов?

И вот поляки Кромер и Стрийковский решили восстановить славянскую мифологию, о которой толком не осталось ни письменной, ни устной традиций, по образцу греческого пантеона. Задача стояла – добыть откуда попало имена славянских божеств и придумать им аналоги в греческих, чтобы продлить великую польскую историю в античность.

Они составили длиннющий список в сотню с гаком условных богов, слепив имена из непонятных слов в песнях и поговорках. К счастью, сейчас мало с какими из этого списка носятся, хватает и богов Владимира (киевский пантеон, записи есть) с небольшими дополнениями, а вот тогда...

Из припевов обрядовых песен (ой люли, ой леле, ой лель-люли или дид-ладо, ой леле-полеле) Кромер вывел целую семью: богиня Лада, сыновья Лель и Полель, назначив сыновей «у греков» Кастором и Поллуксом. Полель особенно хорошо зашёл, потому что polska, и их неплохо раскрутили. И всё – только на этих припевах с предположениями, что раз на свадьбе поют, значит к любви относятся, а остальное у греков спишем.

Правда, при дальнейших ковыряниях оказалось, что Лада – это скорее Ладо и не девочка вовсе; примерно полный аналог Рода (одного из «корневых» божеств ещё тех времён, когда славяне даже не сформировались как языковая общность), но не переписывать же такой красивый список.


К XVIII веку подобное возведение «к античности» уже вызывало улыбку у европейских учёных, а в XIX-м страсть к ссылкам на патетичное «как показал САМ КРОМЕР, наши предки древнее всех прочих предков» стала поводом для бесконечного стёба над славянофилами и панславистами. Ибо, увы, никакого «исконного славянского пантеона» найдено не было. Причём сразу по двум противоположным причинам: часть «исконных» богов оказалась общей для всех племён-носителей индоевропейских языков, а другая часть – сугубо специфической для каждого рода (т.е. «большой семьи», основе архаического общества).

Кто были эти «общие» боги? Типаж Зевса (Перун, Один, Перкунас), иногда в придачу с буйным сыном (Тор, Арес) – патриархи рода, громовержцы и воители (именно последняя роль часто отходила непослушному «богу-сыну»); типаж Геры (Мокошь и прочие богини домашнего хозяйства, прядения и родов); типаж Пана (Велеса) – бога скотоводства; типаж Гелиоса (Дажьбога) – солнечного бога; типаж Гефеста (Вулкана, Чёрнобога) – подземных, тёмных божеств разрушения и всяческого злого магуйства; и ряд божеств поменьше (включая нимф, русалок и прочих леших, а также змеев-драконов-гидр). Кстати, к подобным божествам относились и вышеупомянутые Кастор с Поллуксом: боги-близнецы, символы утренней и вечерней звёзд, воплощение хтонического дуализма – это общий мотив от Ирана до Скандинавии.

Также было явное «вливание» со стороны ираноязычных племён: Хорс, Симаргл, грифоны и всё такое.

А прочее – сугубо по месту. Чаще всего и вовсе поклонялись попросту «чуру» – духу предка, а подобное верование вообще относится к универсалиям, т.е. характерно для всех человеческих культур без исключения. И что уж говорить о всяких Энеях с Гекторами, которых белыми нитками пытались пришить к чуждой славянской летописи...


И последний пикантный штрих.

Да, к XIX веку больше никаких намёков на Леля не нашлось... Но поп-культура оказалась сильнее науки: пока учёные разбирались, Лель и его лялька уже ушёл в литературу и стал известным. А когда фольклористы таки раскопали, откуда в славянских песнях припев «ой-леле-люли», получился вообще конфуз.

Ведь дело было как? Поляки искали обрядовые песни, которые поют по свадьбам, поминкам и праздникам. У очень, очень христианизированных на тот момент славян.

И припев венчальных, троицких и «майских» песен «ой-леле-люли» с вариациями – это непонятное славянам, вообще для них никак не древнее, но зато красиво звучащее в песнях... «аллилуйя» из церковных псалмов. В общем, народное «ой лЮли, ой люлИ» – это очень сильно переиначенное славословие Яхве.

Вот так «халелу иах» (восславим бога) из иврита, попав с христианством в греческий, допелось до свадебных песен поздних славян, попало к польским кабинетным историкам, не узнавшим его в профиль, и стало исконно славянским языческим богом.

Видимо, правильно христиане говорят, что пути господни неисповедимы. :)

Живите теперь с этим знанием.


Acknowledgments

Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.


В порядке саморекламы

Вы можете поддержать мою работу через Patreon:

https://www.patreon.com/alexkhavr

Вашему вниманию предлагается уже три (!!!) книги:

1. Сим объявляется подписка на новую книгу Хавра «Величний Світанок OFTHEMAYBUTNIE». (вполне себе приключенческую! «на злобу дня, месяца, года, века!..» ;-) Спешите добыть -- и не говорите, что не слышали! :)))

https://balovstvo.me/khavr/svitanok

2. Перед вами единственная и уникальная (вру, третья и улучшенная) форма для заказа книги Алекса Хавра «Сказки Нового Времени, или что вам не говорили в школе, да вы и не спрашивали». Спешите, последняя гастроль в этом тысячелетии!

https://balovstvo.me/skazki-novogo-vremeni

3. Передзамовлення книги «А потім прийшов Цезар…» видавництва «Фабула»

https://fabulabook.com/product/a-potim-pryjshov-tsezar/

В порядке саморекламы-2

Канал в Телеграме: https://telegram.me/KhavrHistory

Мои гениальные работы, вдохновляющие цитаты и просто материалы на историческую тему, которые мне кажутся интересными :)

Если у вас внезапно есть желание поддержать исторический Провал канал, чтобы он не сильно проваливался, то вы можете сделать это здесь

https://balovstvo.me/donate/khavr