Abstract
О выходных на войне, о мощи инженерной мысли, а также про поховання на високій могилі

Так-так-так, – відповів кулемет
(с) прадавній бандерівський жарт

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. БОГОИЗБРАННЫЙ НАРОД
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НЕДОЛЮДИ КЕЛЬТСКОЙ РАСЫ
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СТОЯТ ЛИ ЖИЗНИ СОТНИ НЕГРОВ СЛЕЗИНКИ БЕЛОГО РЕБЁНКА?
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ. БРАТЬЯ ПРОТИВ БРАТЬЕВ
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. ГОЛУБАЯ КРОВЬ БЕЛЫХ ЛЮДЕЙ
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ТРУБЫ И РЕЛЬСЫ
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. ВЕРНЫЙ БУР ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА

Но вернёмся же к нашему главному герою и угрозе, нависшей над его главным активом – Кимберли.

Столь желанная Родсом война против буров едва не застала его врасплох, и причиной тому была... женщина. Да, внезапно. Вообще Сесиль никогда не был женат, ничего не известно о наличии у него любовниц/любовников или хотя бы платонических увлечений, что уже в те времена провоцировало слухи о его гомосексуализме (а ты поди потом опровергни!). Но спешу разочаровать читателей – нет, Родс голубым не был. Он, как это часто случалось в глубоко викторианских семьях, был совершенно асексуален. В смысле, в годы детства и молодости и юности сведения о существовании каких-либо процессов, задействовавших бы определённые органы у мужчин и женщин (в любой комбинации) были полностью исключены из его информационной сферы, и соответствующие отделы коры головного мозга попросту не получили стимулов. Проще говоря, он не понимал, о чём идёт речь. (Не удивляйтесь, это был далеко не единственный случай в истории викторианской Британии). Так что характеристика «его единственной страстью была Империя» – это не метафора.

И вот летом 1899 года на него сваливается одна из самых известных светских див мира, княгиня Катерина Радзивилл (урождённая Ржевуская), жена прусского офицера, авантюристка, шантажистка, писательница, мастерица чёрного пиара и просто красавица. Она только что сбежала от долгов и ревнивых любовников из Санкт-Петербурга, решив, что Южная Африка – подходящий вариант «конца света», где её не будут искать. Подробности встречи и характер её отношений с Родсом остаётся тайной, однако Сесиль оплачивает её огромные долги и вводит в высший свет Капской колонии. Ненадолго, впрочем, так как не знающая ни в чём ограничений Катерина тут же исчерпывает все предоставленные ей кредиты, а потом предъявляет денежное поручение, якобы подписанное Родсом. Параллельно следует шантаж «папика» его якобы любовными посланиями. Подымается очередной скандал, экспертиза признаёт поручение поддельным, и Радзивилл на год отправляется в тюрьму, а Сесиль экстренно срывается из Кейптауна в родной Кимберли, спасать город от буров.

5fb0e138c574d.jpg
Катерина Радзивилл (1858–1941). Специально ставлю эту картину 1910-го, потому что фотографии явно не передают её специфического шарма

Родс успел добраться до Кимберли буквально за несколько часов до того, как буры перерезали железную дорогу, и тут же выяснил, что теперь он в собственном городе вовсе не самый главный. Командующий гарнизоном подполковник Роберт Кекевич был человеком милым и неконфликтным, но имел свою точку зрения насчёт плана обороны города и не боялся в случае чего навязывать её силой – в конце концов, военное положение позволяло ему это делать. Сесиль откровенно презирал британских военных (для брата было сделано исключение), считая их неэффективными и склонными действовать иррационально, следовать эфемерному «кодексу чести», так что дальнейшие 124 дня представляли собой борьбу не только с бурами, но и между двумя главными людьми Кимберли.

Гарнизон города представлял из себя один батальон регулярной пехоты, подразделение конной полиции Компании и немногочисленных добровольцев, и по всем правилам войны Кимберли ожидал кровавый штурм с вполне предсказуемым исходом. Но буры военных академий не кончали и потому идти в лобовую не собирались. Вместо этого они обнесли город кольцом траншей с привычным им ограждением, которое использовалось для удержания скота в пределах загона – колючей проволокой (и траншеи, и колючка были использованы в войне впервые), установили пулемёты Максима, за издаваемые звуки ласково называемые «пом-пом», дальнобойную артиллерию, и принялись методично бомбардировать город. По воскресеньям – выходной. В конце концов, буры были христианами и чтили заветы.

5fb0e1535a381.jpg
Бурская «коммандо»

Родса бесило его положение не второго, но и не первого человека в городе. К своим 46 годам он уже привык чувствовать себя полновластным хозяином в любой точке земного шара, и пусть подполковник Кекевич и был предельно корректен, но сам факт необходимости с кем-то сверять свои намерения... Подконтрольные ему газеты требовали немедленно бросить все силы на прорыв блокады и подвергали военных неприкрытым насмешкам. Кекевич в ответ напомнил, что имеет право посадить «хозяина» под арест. Это ненадолго остудило пыл Родса. Впрочем, ещё больше его заставило молчать известие о том, что британские войска, двигавшиеся для разблокирования Кимберли, были разбиты на подходе к городу.

Сесилю не на кого было положиться. Фрэнк не смог присоединиться, так как опять поверстался в военные корреспонденты и оказался запертым в осаждённом Ледисмите. Оставался только Магвайер и... сотрудники Компании.

И внезапно оказалось, что именно инженеры Компании спасли город. На дворе стояло жаркое лето, скот пришлось забить, чтобы не достался врагам. На получившемся мясе можно было протянуть не один месяц, но где его хранить? И тут на первый план выходит человек, от которого ожидали спасения меньше всего – главный инженер шахты «Де Бирс», американец Джордж Лабрам. В одной из подземных камер он организует огромную холодильную камеру (напомню, что тогда холодильники были ещё экзотикой), и вопрос с хранением пищи отпадает. Под его же руководством над городом устанавливается 47-метровая наблюдательная вышка, проводится телефонная связь на посты, устанавливаются прожекторы, обеспечивается бесперебойная подача свежей воды, изготавливаются боеприпасы, запускается бронепоезд...

Вершиной инженерной мысли стало изготовление огромного дальнобойного орудия, которое Лабрам ласково и не без намёка назвал «Длинный Сесиль». С его помощью защитники города смогли отодвинуть бурские линии и прекратить постоянные обстрелы города... Правда, только на время. Буры подвезли одно из осадных орудий «Лё Крезо» с ещё большей дальностью огня и принялись за прежнее. Одним из первых снарядов был смертельно ранен Лабрам. Несмотря на продолжающийся обстрел Кекевич организовал ему настоящие воинские похороны, на которые сошлось около 20 000 жителей города. Да, прямо под бурскими снарядами. Однако после этого городу пришлось туго, и большинство населения было вынуждено уйти в бомбоубежище, которое организовали, опять-таки, в шахте «Де Бирс».

5fb0e1828411b.jpg
Джордж Лабрам опирается на Длинного Сесиля

Спасение пришло через неделю. Британцы перекинули все доступные подкрепления, сменили начальство и одну за другой смогли снять осады со всех трёх городов. Разбитые буры пытались закрепиться на границе, но теперь имперский каток было не остановить: войска лорда Робертса, нового командующего, вначале заняли Блумфонтейн, столицу Оранжевой республики, потом Йоханнесбург, а следом и Преторию. (С лордом Робертсом в Блумфонтейн прибыл ещё один журналист, с недавних пор тоже знакомец Родса... но об этом уже в другой раз... Ещё через десять дней в госпиталь Блумфонтейна, переполненный раненными и больными тифом, прибыл Артур Конан Дойл, бросивший перо и вернувшийся к медицинской практике простым хирургом в частном лазарете).

Измученные осадой британские подданные высыпали на улицы, чтобы петь «Боже, храни королеву» своим освободителям... Так это было представлено в газетных статьях, хотя на самом деле сил не было даже на радость, и запыленных в марш-бросках военных встречало от силы несколько десятков человек – скорее чтобы убедиться, что это не очередная ложная надежда.

5fb0e30b5dedb.gif

Война закончилась... Да ну? Как бы не так. С потерей Претории не потерян Трансвааль, решили про себя бурские фольксраады (парламенты) и распустили армию по домам – исключительно для продолжения войны иными методами. Теперь целью каждой «коммандо» было сделать так, чтобы британцы захотели уйти сами с их Богом данной земли.

Впрочем, в таком описании есть одна неточность: оно предполагает, что бурская армия существовала до того, что не совсем верно. Как таковой её не было и раньше – были отдельные «коммандо», ополчения округов с выборными офицерами и личными представлениями о том, как и где нужно воевать. В этом были и сила, и слабость. Как мы уже видели раньше, отсутствие единого командования привело к стратегической ошибке – осаде городов вместо штурма. С другой стороны, теперь отсутствие иерархии мешало закончить войну одним ударом, устранив голову сопротивления (по причине отсутствия таковой).

Так и начался миф о наводящих ужас на британские войска коммандос, роде войск, которые у нас по советской традиции принято называть спецназом. Подрыв мостов, уничтожение линий связи, ночные атаки в стиле "hit-and-run", в общем, основы диверсионной войны, как мы её знаем сейчас. Согласно красочной характеристике одного из свидетелей, «британцы контролировали лишь ту территорию, которая находилась под подошвами их солдат». (Кстати, именно буры доказали на практике пользу от велосипеда на войне.)

5fb0e197aec46.jpg
Интересно, а старина Арни знает, что название его фильма происходит от отрядов бурской самообороны?

Британцы ответили крайним изумлением. Потом крайней настороженностью. Потом предельной озабоченностью... А потом заменили любимца публики и журналистов, благородного лорда Робертса на генерала Китченера, который даже среди ярых джингоистов имел репутацию мясника, машины для убийств и человека без души. На территорию бывших республик было введено 250 тысяч военных (больше, чем всё их мужское население), 90 «колонн» постоянно курсировали по Трансваалю и Оранжевой, было построено over9000 более 8000 блокпостов, началась тотальная война с использованием тактики выжженной земли. В прямом смысле слова. Фермы сжигались, скот забивали и бросали под открытым небом, людей сгоняли в концентрационные лагеря – именно после англо-бурской войны это слово стало известно каждому европейцу. 25 тысяч пленных мужчин было выслано на отдалённые острова, в большинстве случаев безвозвратно, 26 тысяч цивилов, в основном женщин и детей, умерло от антисанитарии и недоедания.

Все эти меры потребовали предельного напряжения всех возможностей Империи: человеческих, денежных (а вы посчитайте, сколько стоит постройка 8000 блокпостов в степи на другом конце мира), моральных, пропагандистских. Впервые были использованы военные силы из прочих колоний, в основном канадцы и австралийцы (время расплачиваться с ними настанет потом). Но и этого не хватало.

Решение оставалось только одно... Кто ненавидит буров больше всего? Правильно, негры. И 20 000 чёрнокожих было привлечено к различного вида военной службе, в основном в качестве информаторов. Но это была крайняя мера, которая показала слабость британцев всем, кто был в курсе. В основном действовало джентльменское соглашение (если можно говорить о джентльменстве на фоне подобных мер): у нас тут «война белых людей», негров не вовлекаем. Память об Изандлване и страхе, внушаемом зулусскими импи, ещё были живы, и перспектива встретиться с неграми, когда и у тех появится пулемёт, не вдохновляла никого.

Предсказуемо, огромные затраты и потери, несмотря на общую поддержку войны, привели к падению консервативного правительства Солсбери на очередных выборах. Однако, и буры устали, и в конце концов даже сторонники «страшного конца» приняли весьма благородные условия капитуляции: полную амнистия участникам войны и денежную компенсацию за разорённые хозяйства, – в последний день осени, 31 мая 1902 года, было подписано мирное соглашение. Бурские республики стали равноправными членами Британской империи, а в будущем им было обещано и самоуправление (как ни странно, обещание было сдержано). Их хозяйство пришлось восстанавливать буквально с нуля, и большинство буров временно потеряло право голоса, так как они не проходили имущественный ценз. Эта война стала одной из основных причин реформы империи 1910 года, превратившей её в Содружество (Commonwealth). Бурские республики стали частью доминиона Южноафриканский Союз, а один из самых упоротых партизан, генерал Луис Бота – его первым премьер-министром

5fb0e1c5198c5.jpg
Луис Бота (1862–1919), вначале один из наиболее непримиримых бурских партизан, позже один из самых активных сторонников мира. Согласно легенде, именно он взял в плен Чёрчилля под Ледисмитом (выяснилось это 3 года спустя, когда Бота приехал в Лондон просить кредитов на восстановление Трансвааля и встретил... кого вы думаете :) ). В должности премьер-министра ЮАС и командующего войсками в ПМВ подавил прогерманское восстание буров, возглавляемое его бывшим коллегой-партизаном Христианом де Ветом. В 1919 участвовал в миссии Антанты в Польшу. По возвращении заболел испанкой и умер

При всех затратах и человеческих жертвах самым страшным ударом по Британии в результате войны стали огромные репутационные потери. Описания жестокости, с которой подавлялось сопротивление буров, особенно условия содержания в концлагерях, убили на корню популярную до того картину белого цивилизатора, несущего в дикие земли прогресс и процветание. В некотором роде англо-бурская война стала одной из причин будущей Первой Мировой, сняв моральные ограничения на «грязную войну» между белыми, которые ещё бытовали в военных кругах до того.

Эта война стала рубежом во многих смыслах, и даже немного символичным выглядит то, что многие из наших героев её не пережили. В 1900-м на 81-м году жизни в своём любимом саду на севере Англии умер Джон Раскин. Через год отошла в мир иной и его одногодка, «тёща Европы», королева Великобритании и императрица Индии Виктория Александрина, проправив, к досаде своего сына Эдварда и многих британских политиков, 63 года (этот рекорд лишь недавно побила её праправнучка Елизавета). Её последними словами были: «Не хочу умирать, у меня осталось ещё несколько дел...».


Не пережил войну и наш герой, Сесиль Родс. Очередной сердечный приступ свалил его в Муйзенберге, резиденции на берегу Атлантического океана, 26 марта 1902 года, за 2 месяца до окончательной капитуляции буров. Похоронная процессия самого влиятельного политика Капской колонии и одного из самых видных империалистов мира, начавшись в Кейптауне и следуя с остановками в каждом городе по пути, закончилась на 2000 км к северо-востоку, в Булавайо, бывшем краале инкоси Лубенгулы, в стране, недавно названной Родезией. Сам Родс до сих пор остаётся одним из самых неоднозначных персонажей в мировой истории.

5fb0e1dad0221.jpg
5fb0e1f76dfb5.jpg
Прощание с Сесилем Родсом в Кейптауне (верх). Вид с горы Малиндидзиму, на которой похоронен Родс (низ)

Его брат Фрэнк через год вышел в отставку и стал управляющим «Африканской трансконтинентальной телеграфной компании», одной из частей промышленной империи Сесиля. Умер в 1905 году, в возрасте 55 лет.

Чарльз Радд, едва стих шум вокруг рейда Джеймсона, вновь вернулся в круг лучших друзей Родса и был директором «Голд Филдс» (компании по золотодобыче) вплоть до его смерти. В 1902 году он удалился в Шотландию, где «вёл жизнь развратного эдвардианского плутократа»(с). Умер в 1916 году от неудачной операции на простате.

Джон Мерримен так и остался публичным противником политики Родса и его последователей, а заодно одним из немногих видных лиц, выступавших против расовой сегрегации и вытеснения чёрного населения с их земель. В 1908-10 годах был премьер-министром, но после образования Южноафриканского Союза уступил место Луису Боте. Впрочем, он остался в его кабинете одним из министров и был последовательным проводником политики «искупления вины» перед бурами. Был счастлив в браке, хотя наследников не оставил. Зато в его честь был назван один из сортов местного бордо.

5fb0e21c10802.jpg

Джеймс Магвайер, полностью проиграв в политической борьбе своим бывшим ирландским собратьям, навсегда остался в Южной Африке. После смерти Родса он занял его место в правлении ЮАБК и «Консолидированных шахт де Бирс» и почти всю оставшуюся жизнь провёл развивая железнодорожную сеть Родезии. Умер в 1925 году. На его похоронах среди нескольких десятков друзей был только один из его бывших коллег по ирландской партии.

Линдер Джеймсон после смерти Родса возглавляет его «Партию Прогресса» и в 1904-08 годах занимает пост премьер-министра Капской колонии, продолжая политику своего предшественника. В 1914 году удаляется на покой, умирает в 1917 в Лондоне. Его тело хранится в холодильнике до конца Первой Мировой, после чего его хоронят на горе Малиндидзиму, рядом с Сесилем.

Всё личное состояние Сесиля Родса согласно его завещанию было передано в специальный фонд для оплаты «Родсовской стипендии» студентам бывших британских колоний и Германии при обучении в его альма матер, Оксфордском университете. Поместье Родса, Столовая Гора, на берегу океана было передано ЮАС; сейчас в нём располагается старейший университет страны и национальный заповедник.

В 1923 году несостоятельность ЮАБК в управлении концессионными землями стала очевидной всем, и эти земли получили самоуправление в рамках Британского Содружества. В 1965 году Британия официально отказалась от своих прав на эти земли и потребовала провести прямые полные выборы, но белое меньшинство во главе с Яном Смитом провозгласило о формировании республики Родезия (непризнанной). В 1980 году, умело используя ненависть ко всему, что связано с белыми, к власти в Зимбабве (бывшая Южная Родезия) путём прямых выборов приходит Роберт Мугабе, сделавший из страны, вероятно, самую одиозную диктатуру в мире.

Концерн «Де Бирс» до сих пор жив, здравствует и является мировым монополистом в добыче алмазов.


Acknowledgments

Весьма рекомендую к прочтению серию статей "The Secret History of the Dismal Science" by David M. Levy and Sandra J. Peart



Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.


ОБЪЯВЛЕНИЕ!!!

И не говорите потом, что не видели.

Случилась радостная весть – у меня таки выходит очередная книга в издательстве «Баловство». Продолжение «Сказок Нового Времени» (можно даже сказать, вторая часть) — «КАК ПОЖИВАЕТ ВАШ ИМПЕРИАЛИЗМ?». Предзаказ открыт здесь

https://docs.google.com/forms/d/1Rl0dHJJ9t6wAN_YMR...


В порядке саморекламы

Вашему вниманию предлагается уже три (!!!) книги:

1. Сим объявляется подписка на новую книгу Хавра «Величний Світанок OFTHEMAYBUTNIE». (вполне себе приключенческую! «на злобу дня, месяца, года, века!..» ;-) Спешите добыть -- и не говорите, что не слышали! :)))

https://balovstvo.me/khavr/svitanok

2. Перед вами единственная и уникальная (вру, третья и улучшенная) форма для заказа книги Алекса Хавра «Сказки Нового Времени, или что вам не говорили в школе, да вы и не спрашивали». Спешите, последняя гастроль в этом тысячелетии!

https://balovstvo.me/skazki-novogo-vremeni

3. Передзамовлення книги «А потім прийшов Цезар…» видавництва «Фабула»

https://fabulabook.com/product/a-potim-pryjshov-tsezar/

В порядке саморекламы-2

Канал в Телеграме: https://telegram.me/KhavrHistory

Мои гениальные работы, вдохновляющие цитаты и просто материалы на историческую тему, которые мне кажутся интересными :)

Если у вас внезапно есть желание поддержать исторический Провал канал, чтобы он не сильно проваливался, то вы можете сделать это здесь

https://balovstvo.me/donate/khavr