Abstract
О словах Пророка, словах Человека и словах двуногого без перьев
Величайший грех — лживый язык. Когда у Пророка спросили, может ли верующий быть трусом, он дал положительный ответ. «Да», — ответил он и о совместимости веры и жадности. «Нет! — был его ответ на вопрос о том, допустимо ли для верующего быть лжецом.
(с) Алъ-Маварди. Правила дольней жизни и религии (по А. А. Игнатенко „Обман в контексте арабо-исламской культуры средневековья«)
Могу поспорить, что вы прочли заголовок неправильно.
Нет, речь пойдёт не о канувшем в Лету чуде украинского автопрома и даже не о давшем ему имя регионе, в котором когда-то жили дикие племена тавров.
Слово в заголовке следует читать как таврИя, с ударением на второй слог, и оно означает одну из категорий лжи в классическом исламском праве. Если точнее, это такое утверждение, которое, формально будучи правдивым, намеренно подаётся так, чтобы быть понятым превратно. Самым близким понятием к таврие в русском языке является уловка, но это слово не совсем точно передаёт смысл, который в него вкладывали изначально.
Самый шикарный пример таврии в прадавние времена (три года назад) дал Лук в интермедии про ебанько, у которого рак. Формально лирический герой, да, не врёт. Но чем отличается такая „правда“ от лжи? Совпадением слов?
Сказать „Я и пальцем тебя не коснусь“, а потом ударить пяткой – это таврия.
Пообещать „Не будет новых налогов“ и ввести акцизы – это таврия.
Поклясться „подать законопроект“, а потом внести в него „мелкие“ поправки, которые похерят его суть – тоже таврия.
И это, кстати, тоже таврия. 99% читающих воспринимают информацию так, будто реальный ВВП в 2016-м на 2% меньше, чем в 2010-м, хотя на самом деле он составляет только 91% от значения 2010-го или 86.5% от значения 2011-го
Собственно, поэтому я и вспомнил это изобретение арабской юридической мысли. Средневековые мусульмане колебались, как относиться к таврии, но один из мазхабов всё же признал его разновидностью лжи. И нам стоит последовать их примеру. Потому что слишком многие увлеклись вот этим формальным „скажу так, чтобы меня нельзя было упрекнуть во вранье, хотя сделаю противоположное“. Конечно же, делают они это ради Великой Цели, которая Всё Оправдывает, как же иначе.
Но у всего есть цена. И убийство доверия в обществе – слишком большая жертва ради иллюзии победы.
Потому что цель правды – вовсе не в том, чтобы соответствовать набору формальных правил. Правда существует для того, чтобы между людьми царило взаимопонимание, чтобы не было необходимости подозревать в каждом слове подвох. А ложь, завёрнутая в обёртку из скользких фраз – это всё равно ложь.
Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.