Abstract
О Вере, Кристине, Боромире и заговоре еврейских физиков против украинской генетики

Does anybody here remember Vera Lynn?
(c) Pink Floyd "The Wall"

Всему на свете цену я узнал.
Всё продаётся: и любовь, и честь.
Пощёчин столько я наполучал...
Пусть я горбат – а кто красавец здесь?

Ты на меня с презреньем не смотри.
Ты погляди получше на себя.
Не узнаёшь? Ведь я – всего лишь ты!
В моих глазах – вся ненависть твоя.
(с) Алексей Яковлев, Александр Колкер «Овод»

Украинское общество похоже на человека, которого среди ночи разбудило сообщение о пожаре в подъезде. Паника, сумбурное сознание, желание побежать за всеми и вера в первое же объяснение причин, которое достигает твоего слуха.

Периодически мне приходится напоминать себе, что я всегда был политизированным ребёнком/подростком/младшим научным сотрудником, который интересовался или хотя бы был в курсе политических скандалов не только дома, но и в соседних странах.

Поэтому для меня в 2014-м путинская Россия не «появилась сразу целиком», как тот подкустовный выползень(с). Я, в отличие от большинства сограждан, помню её эволюцию, которая заняла почти 20 лет. Сейчас украинцы искренне смеются над «печальной лошадью Лавровым», а мне эти шутки приелись ещё 10 лет назад, когда я смотрел на птенцов гнезда Примакова и их творения в «Новом восточном обозрении». Я, прости господи, даже помню «Русский город Львов» и роль фофудьи в коммунистическом воспитании русскоязычных младенцев.

В общем, за это время произошло очень много важного, что сейчас уже кажется незначительным или вообще малозаметным на фоне «венца эволюции» в виде агрессии против Украины.

Но эти «мелочи» очень важны. Путинизм сложился из действий многих людей с очень разными мировоззрениями и характерами. Что важно – обычных людей. Таких же, как ходят вокруг нас.

Мне уже доводилось вскользь задевать тему генезиса путинизма, но некоторые пункты повторю ещё раз.

После развала СССР в России долгое время первым вопросом был социальный. Грубо говоря, вопрос выживания. Шовинистическую повестку впервые «оседлал» пресловутый Жириновский, но и он долгое время был своеобразным пугалом для добропорядочных российских мещан. Ситуация коренным образом изменилась после проигрыша в первой чеченской войне. Чувство национального позора требовало какого-то выхода, и тема «возрождения величия» стала обязательно практически у всех политических сил. К концу 90-х всё клонилось к тому, что власть у престарелого Ельцина перехватит союз старых советских номенклатурщиков во главе с Примаковым, для которого пропаганда в стиле «ТАСС уполномочен заявить» была не просто нормой – они иначе и думать-то не умели.

«Но Кристобаль Хозевич успел первым»(с). В смысле, «Ельцинская семья» сумела создать из грязи «спасителя нации» и «победителя чеченских террористов», и он стал новым президентом. Что характерно, был достигнут компромисс элит: и Примаковская гвардия, и «системные либералы», и силовики согласились друг друга не убивать, а решать вопросы по понятиям – причём основой их общей идеологии стало именно «возрождение империи, как бы она ни называлась». Несогласных и строптивых задавили под музыку «борьбы с олигархами». В мире начался экономический бум, США ради борьбы с Талибаном пошли на союз с Путиным, цены на нефть резко пошли в гору – и на полученные деньги уже упоминавшихся выше добропорядочных мещан удалось фактически подкупить, связав в коллективном сознании экономический рост с «вставанием с колен».

Итак, к середине 2000-х всё выглядело для российской властной элиты прекрасно. Вертикаль крепчала, могущество росло, бабло капало.

Первый Майдан послужил холодным душем для раздухарившихся восстановителей империи. Оказалось, что старые советские лекала почему-то не работают. Признать это, однако, никто не решился – проще было поверить в сверхсекретное оружие НАТО, новейший медиа-шаманизм и недостаточный контроль над акторами в непокорной «бывшей провинции». Реакция была прямолинейной – сделать такое же сверхоружие, только своё.

Так началась подготовка к тому, что почти 10 лет спустя назовут «гибридной войной», и немалая роль в ней, как мы знаем, принадлежала и принадлежит сетевой и молодёжной пропаганде (некоторое время эти два понятия были вообще тождественны, пока интернет не снизошёл даже на самые отсталые слои населения).

Для этих целей было создано молодёжное движение «Наши».

Не стоит преувеличивать: оно состояло вовсе не только из пропагандистов. В него входило огромное количество просто амбициозных и активных молодых людей, которые продвигали образовательные и культурные проекты, создавали креативную среду или просто веселились, как это свойственно молодёжи независимо от нации, языка или цвета кожи.

Просто на каждой четвёртой стене висел портрет Путина, а задорные активисты из оргкомитета время от времени цитировали новую книгу «План Путина – победа России». Несогласия не было, потому что никто на эту тему попросту и не говорил.

Символом такого способа организации стали лагеря на озере Селигер, а прошедших через них довольно скоро стали ласково называть «селигерышами».

Ах, и конечно же был Враг. Он стоял за всеми проблемами, он засылал шпионов и подло использовал недальновидных россиян, с лицемерной улыбкой подсовывая ядовитую ложь о демократии. Естественно, это был пиндосы – и над ними положено было насмехаться, чтобы победить через презрение.

И над этим безбрежным морем молодёжного бурления гордой чайкой реяла Кристина Андреевна Потупчик, комиссар движения «Наши», родом из Мурома, 86-го года рождения – человек редкостных организаторских способностей, непомерного честолюбия и сверхъестественного цинизма.

Уж она-то, как и большинство прочих руководителей, понимала, что и с какой целью делается. Просто... а почему бы и нет?

Мораль? Этика? Зомбирование молодёжи? Взращивание шовинизма? Формирование поколения с установками личной преданности?..

Ну и что? А вам не пофиг? Главное – что это на благо России. Или вы не хотите блага России? Страна в кольце коварных врагов – нам не до либеральных сантиментов. Пиндосы сами так делают – почему нам нельзя?

А то, что растут люди толпы, неспособные критически мыслить... А им и не надо мыслить – за них это будем делать мы. Мы ведь умные, не то что быдло. Они лохи, а мы – манипуляторы.

Если вы пытались спорить с ватой об этике, то вам все эти доводы, конечно же, знакомы. Только следует помнить, что вначале они были обточены внутри России, в постоянных (и бесплодных) дискуссиях на тему «а вы докажите, что мы делаем неправильно». В этой борьбе выросло целое поколение российских молодёжных лидеров и просто всякой сетевой шушеры, ставшей прообразом Ольгино. И конкуренция среди них была зверской – выживали только самые циничные и беспринципные.

И вы знаете, закончилось тем, что Потупчик попросту вышвырнули с её руководящей должности.

Она стала не нужна со своими амбициями и пониманием сути происходящего. Ей на смену пришли настоящие тупые фанатики, которых она сама фактически и вырастила. Они стали реальной основой нового путинизма – уже крымского периода: верные и неспособные перехитрить начальство (которое, по правде, ничего не боится так, как внутренней конкуренции).

Правда, были и побочные эффекты. Верные и тупые неспособны адекватно реагировать на нестандартные (и вообще новые) вызовы: а именно таким стало неожиданное для всей российской верхушки упорное сопротивление Украины. Одна за другой посыпались критические ошибки, включая и связанные с пропагандой (одна эпопея с отмазками по Буку чего стоит).

Пропагандистскую машину заклинило, а новых решений найти некому, потому что креативные люди, способные к нестандартному мышлению, из системы были исключены. Да и вообще, атмосфера единомыслия не сильно способствует рождению идей.


На этой оптимистичной ноте можно было бы остановиться... но...


С началом российской агрессии в Украине появилась довольно влиятельная прослойка людей, считающих, что в борьбе с врагом все средства дозволены. Что если РФ взращивает толпы бешенных сетевых хомячков, способных разве что швыряться калом, то наша задача – вырастить такую же толпу, только работающую на нашу страну.

Что манипуляции и фальсификации – это норма. Что это оружие, и его нельзя не использовать. Что украинский шовинизм – это не так уж плохо, если он помогает в борьбе с Россией.

Недавно эта позиция была сформулирована с предельной чёткостью: «Всё, что полезно Украине – морально и этично».

Вот такой вот моральный императив, да простит меня Кант. Украина под нами и звёздная болезнь – внутри нас.

59f1b674cd828.jpg
Боромир и Исильдур плачут в углу

И вот что удивительно: пытаясь превзойти кацапов в цинизме, наши пропагандисты почему-то тут же включились и в состязание по тупости. Запускаемые в ход мемы упрощались всё больше и больше, пока не деградировали до уровня «кацапы дебиииилы... гыыыы». И смеяться над такого рода шутками стало обязанностью, без этого в большинстве патриотических тусовок тебя не признают за «своего».

Сформировалась и система ритуальных запретов, характерных для первобытных племён – прикосновение к «нечистому» и всё такое.

Нельзя признавать наличие хоть чего либо общего у украинцев и россиян – табу.

Нельзя говорить о злоупотреблениях в ВСУ – табу.

Нельзя признавать превосходство хотя бы одного русского над украинцем в чём угодно – табу.

Последствия выглядят отвратительно. Вы помните, как корчило Царёва, когда Скрипин спросил его о дате начала Второй Мировой? Я напомню, если кто забыл.

Это и есть типичное проявление ритуального запрета (в случае Царёва – на тему «Священной Войны»). Точно так же выглядите и вы, если пробуете ответить на вопрос «когда появилась украинская нация?» не по уму, а по «патриотическому чувству».

Возможных объяснений отупению на пропагандистской работе я вижу три:

1. Туда изначально идут тупые люди.

2. Игра «под тупого» – сознательная и контролируемая.

3. Есть закономерность, требующая понижать планку критичного мышления при исполнении такой работы.

Я скорее склоняюсь к третьему варианту (хотя это бездоказательно).

Дело в том, что круг твоего общения неизбежно влияет и на тебя самого. И если ты работаешь на отупление – никуда ты не денешься, начнёшь тупеть и сам.

Нет, сами «кукловоды» льстят себе, что они выше всего этого, что они только помыкают «хомячками», что они держат всё под контролем: «на самом деле мы всё понимаем – но так надо».

Это очень заманчивая форма самообмана. Всегда можно убедить себя в превосходстве над «быдлом», и – что страшнее всего – никто не сможет тебя остановить. Ведь никто ничего не обсуждает (для этого пришлось бы включить критичность – а для подобных обществ это недопустимо). И через некоторое время кукловод уже мало отличим от собственных марионеток.

Получается это довольно просто: если ты «дёргаешь за ниточки», то рано или поздно начинаешь считать марионеток «своими», подыгрывать им, делать их работу проще – а это невозможно сделать, не думая так же, как они. Пара лет и – хлоп! – ты уже мыслишь в той же канве, что и твои «хомячки», убаюкивая себя рассказами о собственной крутости.

В чехарде ежеминутной
Мудрено определить,
То ли пальцы движут куклой,
То ли кукла тянет нить.

Ты обвязан нитью крепкой
И одет на их фасон…
Глянь, ведь ты с марионеткой
Уж танцуешь в унисон.

В такой атмосфере неизбежно появляются и привольно чувствуют себя различного рода фрики: фанаты «Украины-Аратты», прямого происхождения украинцев от Адама и богоизбранности украинской нации. И никто их внутри тусовки не окоротит – ведь для этого потребуется нарушить табу... да и вообще, поддавать критическому осмыслению собственные мифы – равноценно покушению на самоидентификацию.

Вот тогда и появляется Общество Немецкой Физики (Deutsche Physik) – ведь ариец не может доверять формулам, выведенным жидами.

Появляется «Замалчиваемая Истинная История России» – ведь англосаксы утаивают и фальсифицируют настоящие данные, по которым русские заселяли всю Европу от Сотворения Мира.

Появляется движение за «очищение украинской истории» – ведь все источники времён СССР и Российской империи по определению недостоверны, так как побывали в руках москалей.

(Тут недавно одна патриотически настроенная личность объявила недостоверной американскую статью на основании того, что она была перепечатана в русском переводе в Москве. Прямо ходячая иллюстрация для этнографов: табу, запрет на прикосновение к «нечистому»).

В общем, цель достигнута – собственные «селигерыши» взращены. Сим победим!

Эта крикливая масса создаёт атмосферу, для постороннего наблюдателя неотличимую от российского путинизма. Те же шовинисты, только с другим знаком.

И знаете, этот фон прекрасно используют всё те же путинские пропагандисты, показывая в Европе на наших идиотов со словами: «Вот посмотрите, они такие же, как и мы. За что вы нас наказываете, а их – нет?».

Забавно, да?


А наших доморощенных пропагандистов стоит наградить орденом Потупчик за достижения в области селекции троллей патриотической направленности. Заслужили.


P.S. И орденом Ярослава Мудрого пятой степени – тоже.


P.P.S. Кстати, есть и другие забавные моменты. Например, один из проректоров КНУ, который любит употреблять по отношению к внутриуниверситетской оппозиции формулировку «Вы стремитесь к анархии, под которой подразумеваете вседозволенность и безнаказанность». Совершенно случайным образом эта фраза – почти дословная цитата из «Плана Путина», из главы, посвящённой «цветным революциям». Нет, я не утверждаю, что руководство КНУ – шпионы ФСБ. Скорее всего, они этот «план» даже не читали. Но сходство образов мышления налицо.


P.P.P.S. А о судьбе Потупчик забывать не стоит.

Acknowledgments

Благодарность многочисленным комментатором моих статей, давшим материал для анализа.

Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.