У меня, как человека из бизнеса и «свежего чиновника» остались некоторые убеждения на счет роли государства. Во-первых, государство должно вмешиваться минимально, создавая только оптимально нужное законодательство и обеспечивая защиту прав и имущество, правопорядок и оборону. Большинство других функций бизнес способен на много лучше выполнить на условиях честной, открытой и прозрачной конкуренции.
Многие страны дошли даже до этого, что услуги, которые раньше считались государственной «монополией» закупаются у частного сектора, так как есть уверенность, что в условиях конкуренции услуга будет лучше, чем держась за госмонополию. Так, например, в Швеции охранные предприятия охраняют даже тюрьмы и ядерные электростанции, а США закупает услуги частных армий. Мир открывается все больше к здоровой конкуренции во всех сферах.
Одна из сфер, которая традиционно считалась монополией государства – космос. С одной стороны, о космосе начали говорить в контексте и «холодной войны» и оборонки, с другой стороны, в это время не было и столько применения для частного сектора и бизнеса. Но времена и тут поменялись. Когда раньше «полететь на луну» казалось символом невозможного, то сейчас уже проданы билеты на первые коммерческие полеты, а частные предприятия в том числе и с госзаказом перевозят спутники и полезный груз на орбиту, и даже да Плутона, о которой даже мечтать не умели.
В сферу космоса входят новые страны и предприятия, не смотря на космос уже как на что-то мифическое и недостижимое, а как на следующий амбициозный бизнес проект, толкая так вперед развитие всей индустрии, в том числе и государственных программ. Если в 2003. году только 10 стран участвовало с больше чем 10 миллионами долларами в сфере разработок для космоса, то сейчас таких стран уже 80.
Во-первых, конечно в сфере «частного космоса» уже много лет запускаются именно частные спутники, например, для телекоммуникации, но они часто завозились на орбиту государственными ракетоносителями. Во-вторых, с появлением на рынке тех, которых в свое время считали сумасшедшими визионерами — собственников SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic, возможность вылета в космос станет туризмом, благодаря в том числе новым технологиям, которые позволяют повторно использовать носителей. В-третьих, частные компании входят и вошли уже и в сферу перевоза полезного груза на орбиту. Многие следили за запуском SpaceX Falcon Heavy, который перевозит уже и груз по заказу государства США на космические станции, уже в состоянии довести полезный груз и до Плутона, не говоря о Марсе. При этом, цена перевоза груза существенно дешевле, чем у ракетоносителей государственных программ, но с другой стороны «в спину дышат» и новые частные предприятия и с Индии и других стран.
И теперь наверно удивлю. В спину дышит не только Индия, но и технологии и инноваторы с украинскими корнями. Уже несколько лет новатор Макс Поляков, предприниматель украинского происхождения и кандидат экономических наук, «дышит»" именно частным космосом, и не только исходя из искреннего научного интереса, но и из точки зрения бизнеса. В 2016 году уроженец Запорожья основал компанию EOS Data Analytics, продуктом которого софт для обработки спутниковых данных. Дальше возник логический вопрос – может тогда дешевле будет создать и запустить и свой спутник. А дальше – может и cсобственныйй ракетоноситель? В 2017 году Noosphere купила проект FireFly, которая планирует запустить первый "оплаченный груз" в третьем квартале 2019 года из военно-воздушной базы Ванденберга. Запускается Alpha с Калифорнии, но разработки идут в сотрудничестве с инженерами из Днепра и даже студенты имеют возможность участвовать в практике или запуске студенческих ракет. При этом цена на доставку килограмма полезного груза благодаря новым технологиям и материалам будет дешевле чем даже у индийских конкурентов. Так-же Firefly кстати, активный член общественной организации Noosphere, штаб-квартира которая в Днепре, а миссия — развития инженерной экосистемы в Украине.
FireFly Beta, запуск которой запланирован на 2020 планирует уже конкурировать с Falcon Heavy по цене килограмма груза. Именно по перевозкам груза и дальше и пассажиров, космос уже не только оборонка, но становится логистикой – кто более оптимально перевезет, тот получает заказ, в том числе и частный и государственный.
Очень хотелось бы, чтобы и Украина участвовала бы не только в развитии государственных программ космоса, но поддерживала бы и развитие "частного космоса", создавая этим возможность нашим крутейшим умам не только создавать проекты в США, но и активно в Украине.
Космос уже не только оборонка, как во многом считается на уровне разных нормативных ограничений. Это новое время. Это новый космос, это новый бизнес и возможности. Я уверена, что, открывая рынок для нового космоса, исключая оборонку, мы открыли бы возможность для новых ярких проектов, которые опять прославили бы Украину и в этой сфере. (И да, главный офис или центр исследований FireFly мог бы переехать в Украину :) )