Cразу говорю, что это мое личное мнение, которое может не совпадать с мнением МинЦифры.
Сегодня идет дискуссия о быстром переходе на дистанционное и электронное обучение. Скажу коротко, а потом объясню свою позицию более развернуто. Быстро осуществить такой переход не получится. И это создаст больше вреда, чем пользы, если говорить о школах.
Почему?
Школы недостаточно оборудованы компьютерами и многие не имеют достаточного доступа в интернет (не в кабинете директора, а со свободным доступом для всех учителей).
Нет достаточного уровня цифровой грамотности у всех учителей, на которых возложили бы обязанности по проведению дистанционных уроков.
Нет материалов для обучения, а перевод своих обычных уроков в онлайн-режим требует и хорошего умения пользоваться компьютером и реально намного больше времени.
Нет единой среды обучения и стандартов. Может так получиться, что один урок в Zoom, второй в Skype, третий в Teams.
Нет электронных дневников, умения и привычки пользоваться ими. Есть у некоторых школ, но у меньшинства из них. И пока не отменили требование вести вручную часть отчетов, это будет двойная работа для педагогов.
Нельзя возложить на работающих родителей еще и обязательство учить детей дома, помимо работы. По многим причинам.
Очень важен фактор общения. И это дети. Даже среди взрослых, сознательно выбравших интересный им курс, при онлайн-обучении примерно только 20% заканчивают его. Не хватает общения с преподавателем, возможности задать вопрос в своем темпе. А. теперь представьте детей на нудных для них онлайн-уроках.
Общение, контроль и мотивация, которой очень не хватает при дистанционном режиме.
Безусловно, стоит поэтапно начинать переходить и на электронное обучение, но начинать этот процесс следует с базовых готовностей, таких как:
- обеспечение всех учителей достаточным доступом в интернет,
- обучение цифровой грамотности на одинаковом и достаточном уровне всех учителей, которые должны пользоваться решениями,
- создание одной среды электронного дневника и уроков по принципу Prozorro и eHealth – центральный компонент, где сохраняется информация и интерфейсы разных систем,
- единые материалы обучения и среды поддержки друг друга для учителей,
- пилотные регионы.
Это как минимум. И только потом можно начинать говорить о полном переходе учебного процесса в дистанционную форму.
Приведу пример самой «электронной» страны, Эстонии. Там уже более 10 лет во всех школах электронные дневники, всюду обеспечен доступ к интернету, есть компьютеры в школах. И все равно там не удался переход на полноценное э-обучение.
Что уж говорить об Украине с ее нынешними проблемами в сфере образования? При нынешнем отсутствии готовности полный переход на электронное обучение создал бы украинской школе этой осенью больше хаоса, чем принес пользы.