Это текст про очень плохих людей. Максимально краткий (насколько это возможно), чтобы не перегружать мозг. Прошу всех своих и не только своих читателей его прочитать и по возможности распространить.
Речь пойдет про тему, которой я занимался очень плотно до весны прошлого года и продолжаю по возможности отслеживать и сейчас. Про протезирование.
Для начала немного истории. Протезная отрасль в Украине до 2015 года была до жути зарегулирована и монополизирована, но благодаря неравнодушным гражданам и активистам, а также прекрасной работе Министерства экономики в лице Макса Нефьодова, Дмитрия Романовича и других сотрудников, а также помощи госрегулаторной службы и адекватных нардепов, в целом, нормативное регулирование отрасли было существенно улучшено. Таким образом, рынок стал более открытым и доступным для поставщиков. Стал более понятным для клиентов. В общем, конкурентеым.
Но решены были далеко не все проблемы. И нерешенные связаны с деятельностью Минсоцполитики, а также специфическим подходом к управлению. Потому что не всем нравятся реформы, некоторым очень хочется откатить и снова взяться за пилу.
Главная специфика протезной отрасли как рынка состоит в том, что, несмотря на то, что пользователей протезов тысячи, фактически единственным их покупателем является государство. Практически все протезы, которые получают граждане. оплачиваются государством. При этом исполнители — протезные предприятия — существуют в двух вариациях. В форме государственных протезных предприятий и в форме, собственно, частных предприятий. При этом большинство протезов являются импортными.
Наличие двух форм собственности в отрасли, где единственным покупателем является государство — это чистая и прекрасная дорожка к тому, чтобы пилить. И именно такую историю я вам сейчас расскажу. На примере этой истории хорошо видно ситуацию в отрасли в целом.
Есть такое чудесное предприятия. Львовский протезный завод — крупнейшее предприятие отрасли на западе Украины с рядом филиалов. Это государственное предприятие, которое теперь, «благодаря» перекосам в отрасли и отличному руководителю оказалось на грани краха.
Мы с коллегами провели собственное скромное расследование аферы, связанной с этим заводом, и выявили следующую цепочку событий. Буду краток, потому что более подробную картинку мы покажем, когда, наконец, добьемся расследования этой истории правоохранителями. А мы добьемся.
- В течении 2017 года ЛПЗ возглавлял некий господин Суязов Сергей Александрович. Который в 2016 году владел 50% долей в частном предприятии «Форвард — Орто», которое по квед и уставу на 100% дублировало деятельность Львовского протезного.
- В 2017 году доля Суязова перешла его доверенному лицу Марату Мухаметову.
- И тут случилось удивительное. ЧП «Форвард — Орто» за один только 2017 год увеличило выручку в 5 раз. С 50 до 250 миллионов гривен (это, кстати, практически 20% всего национального протезного рынка).
- В тоже время на Львовском заводе начались задержки зарплаты, перебои с финансированием, а причиной тому — резкое падение количества заказов. Для понимания: долги по зарплате за январь 2018 были погашены… в июле 2018. То есть 6 месяцев люди зарплаты не видели.
- По итогам работы предприятия за 2 года (согласно данных аудита) выявлен целый ряд грубейших нарушений. Назову только две самые «вкусные» цифры. Сумма неэффективно использованных средств составила 8 миллионов 412 тысяч гривен. Сумма недополученной прибыли из-за низкой эффективности управления составила 4 миллиона 930 тысяч гривен. Нарушения на меньшие суммы — 1.5 миллиона, 100 тысяч, 10 тысяч — даже и упоминать не хочу. Отчет доступен в edata.
- А что там Суязов? А Суязов ушел с должности по собственному желанию и … перешел работать в ЧП «Форвард — Орто». Никаких уголовных дел не последовало.
По опыту взаимодействия с чиновниками Минсоца и деятелями отрасли могу смело заявить: то, что такие ВНЕЗАПНЫЕ перетоки клиентов и финансов между государственным и частным предприятием, связанных одним ключевым лицом, были «незаметны» чиновникам министерства — фантастика.
Кроме того, в то, что отдельные чиновники Минсоца были в этом замешаны, говорит и ситуация в отрасли в целом. 5 июля этого года Минсоцполитики породил потрясающее письмо № 12771/0/2-12/58, в котором предписывает территориальным подразделениям соцзащиты следующее. Так как (по мнению министерства, но это не так) в 2017 году якобы все потребности в протезах были удовлетворены, новые протезы будут выдавать только тем, кто получил направление уже в 2018 году (а точнее — с 15 декабря 2017 года). То есть надо получить повторное направление, а значит и повторное подтверждение, что вам нужен протез (или замена изношенного изделия). Подписью под этим шедевром отметилась заместитель министра Ольга Крентовская.
Важно, что это письмо прямо нарушает норму Закона о пенсионном страховании. Где четко прописано, что люди с врожденными или иными необратимыми повреждениями получают инвалидность без необходимости «переоценки». Естественно, письмо Министерства — не нормативно — правовой документ директивного характера, но в данном случае это незаконное и, по большому счету, преступное решение в форме «рекомендации» призвано прикрыть по факту катастрофу, которая наблюдается в протезной отрасли в сфере финансирования и взаимодействия Минсоцполитики,специализированного Фонда, протезных предприятий. Правда теперь от маразма страдают не только поставщики услуг, но и люди с инвалидностью. И эта катастрофа на 100% рукотворна и искусственна.
На сегодняшний день, 17 июля 2018 года, из 1,2 миллиардов гривен, предусмотренных на технические средства реабилитации (от протезов до колясок) профинансировано по факту 15-20%. С января до июня отрасль вообще не получала никакого финансирования. Поэтому надо прижать количество заказов, а для этого — данное нелепое и незаконное ограничение.
Ситуация повторяется не первый год. И каждый год таких «экспериментов» (я убежден в умысле, потому что есть явно заинтересованные лица) с финансированием и неадекватным управлением приводит государственные заводы к разрушению и банкротству с последующей вынужденной приватизацией. Потому что эти госпредприятия владеют землей в центрах крупных городов, готовой базой клиентов и т.д. А частные предприятия, которые работают на рынке честно, а не как львовская чудо-фирма, не могут развиваться.
Что в результате? Протезы получаются не вовремя или ненадлежащего качества. Люди на предприятиях не получают заработанные деньги. Государственные предприятия деградируют и натурально местами разваливаются на части. Многие здания госпредприятий — в глубоко аварийном состоянии. Частные предприятия или разоряются из-за кассовых разрывов по причине задержек платежей, или выживают, балансируя на грани. И все — от бездарного управления и желания влезть со своими мутками в такой важный рынок.
Зачем это делается? Старые дельцы, которые на рынке живут с 90х, очень хотят монополизировать рынок и отжать его под себя. У них не получается опять его зарегулировать до смерти. Поэтому они хотят выкинуть с рынка всех конкурентов, просто создавая преграды нормальной хозяйственной деятельности.
Что написать вместо вывода? Минсоц, завязывай. Мутить и лгать. Покрывать воров и аферистов.
Люди с инвалидностью заслуживают нормального отношения.
Работники заводов заслуживают получать зарплату. Вовремя.
Налогоплательщики имеют право знать, куда вы тратите их деньги.
Мы надеемся. что данная история привлечет внимание депутатского корпуса, руководства Кабмина и Минсоца к творящемуся беспределу и дичи. И, наконец, постыдная практика, когда одна из базовых социальных услуг государства остается полем манипуляций, коррупции и распила, будет прекращена.
Спасибо за внимание.