Пока у нас активно ведутся споры, какая налоговая реформа нам нужна — либеральная (без привязки к авторам и вариантам, а по идейно — принципиальному подходу, и не в ставках здесь дело) или охранительная — пришло время поговорить о фундаментальном. О том, почему бизнес никуда из тени не выходит. И не выйдет, если его продолжат водить за нос.

І. Причины

Причины того, что украинская экономика глубоко в тени, очень разнообразны. Но уход в тень в последние лет 12-15 (особенно) стал фактически неизбежным для большей части украинских предпринимателей. Это не исключает тех, кто сидит в приятном полумраке радостно и с удовольствием, но уж никак не оправдывает государственные институты, которые такую ситуацию с огромным упорством создавали и культивировали.

Если же обобщать и систематизировать, то основных причин, по которым тень не только не уменьшается, но и ширится, можно выделить пять:

1. Фундаментальная причина. Сохранение конкурентности бизнеса в условиях низкой добавленной стоимости и низкой производительности в экономике в целом при высокой налоговой нагрузке невозможно. Отсталая экономика априори не может себе позволить двух тесно связанных вещей — высоких налогов и высоких социальных расходов, которые не предполагают последующего развития и роста добавленной стоимости.

Украинская экономика — экономика минимальной добавленной стоимости конечного продукта потребления или экспорта. Мы не продаем радиоэлектронику, мы не продаем самолеты, автомобили или даже военную технику, которой так гордимся, в нужным и серийных количествах. Наш внутренний рынок не наполнен украинскими продуктами высокой добавленной стоимости, где среднеевропейская налоговая нагрузка раскладывалась и была бы достаточно безобидной Но и там основные массовые зарплатные налоги дома не платятся, а переносятся в Китай или Юго-Восточную Азию, а основные домашние расходы — в НИОКР и маркетинг.

И вот это базовая причина. А что надо, чтобы наращивать добавленную стоимость? Хороший инвестиционный климат. Привлекательная налоговая система. Инвестиции в образование и НИОКР. А не налоговый и административный пресс.

2. Коррупционная рента. Достаточно сложно платить высокие украинские налоги (по уровню налоговой нагрузки Украина — в числе «передовых» стран, только по уровню добавленной стоимости далеко не на первых местах), когда в очень многих отраслях (особенно в строительстве, транспорте, внешнеэкономической деятельности) значительная часть оборотных средств расходуется на коррупционные издержки, без которых деятельности создаются или сложно преодолимые препятствия, или она безбожно растягивается во времени.

Отдельно можно рассмотреть чисто экспортный баг — возврат НДС. Учитывая, что процедура носит априори глубоко коррумпированный характер, а у многих украинских компаний 1 и 2 ряда экспорт — главный источник выживания и развития, то уже только ради удержания ликвидности тем, кто не встроен в одни коррупционные схемы, приходится встраиваться в другие. Куда тут без тени и уклонения?

3. Недоверие к государству в условиях нестабильности правил. Логика у бизнеса практическая, а не идеалистическая. Поэтому обещания либерализации и «за 5 лет мы вам налоги в 5 раз снизим, вы только из тени выходите» не работают.

За 23 года наши предприниматели пережили столько ужасов, встрясок, изменений правил задним числом и других подарков от любимого государства, что как-то достаточно специфичный мозг может ожидать какого-то доверия от бизнеса. И новые репрессии и «подарки» могут только укрепить недоверие и увести бизнес еще глубже в тень. И я не говорю про убогое и кошмарное администрирование, которое за 20 месяцев постреволюционного правительства не претерпело никаких существенных изменений.

4. Восприятие налоговой как сборщика дани. Украинская налоговая — это не фискальный орган в западном понимании этого слова. Он не собирает налоги, он собирает дань. «Налоговый план», «милые беседы за чаем», «встреча руководства налоговой (национальной, региональной) с представителями бизнеса» не должна вводить в заблуждение.

Цель украинской налоговой — выполнить бюджетный план. Как — никогда не интересовало ни Минфин, ни центральный офис ГФС на Львовской. Не получается — новое письмо-разъяснение. Не выходит добиться на уровне налоговой? Введем новый налог. Много лет срабатывало и выработало специфическое отношение бизнеса к налоговой. Ярлык на дань мы проходили в 13-16 вв. А кто хочет платить дань? А никто. *Машет ручкой*

5. Тень — это выгодно (не выходим из тени, потому что это приносит СВЕРХприбыль). Именно этот тезис любит использовать Правительство, налоговая, охранители и их медийное сопровождение. Мол, бизнес любит сидеть в тени, и не выйдет оттуда, даже при налогах в 10%. Поэтому мы будем его и дальше давить, преследовать, а ставки все равно не понизим. На самом деле, выгодной тень сделало два фактора — избыточное налоговое давление и приятность участия в коррупционных схемах, особенно если ты находишься под нежным присмотром государства или конкретных смотрящих.

По большей части, «тень — это выгодно» для большинства мелких предпринимателей, которые зарабатывают в большинстве своем наличными платежами. Ну, и тем, кто активно пользуется ямами, обналами, сам их крышует или является частью цепочки обналичивания или отмывания денег. Усилия свои по борьбе со «злым бизнесом» налоговая и, что прискорбно, минфин сосредоточили здесь. Причем бьют не по ямам и обналам, а по бизнесу, причем часто вполне непричастному. А ведь всего — ограничить оборот наличных средств.

Другое дело, что чтобы не убить экономику, надо предварительно поработать по пунктам 1-4, а также наступить на горло собственной песни с ямами — но это уже сложнее. Поэтому бьем по традиционному «врагу» общества — частному сектору. В этом случае государство успешно пользуется тем, что в обществе предпринимателей не сильно любят. Большевиков и латентным, и активных у нас очень много.

ІІ. Что делать?

Ситуация печальная, да. Но каждый из пунктов — причин (4 из которых носят чистый эффект ВЫЖИВАНИЯ бизнеса и только 5 — выгодный, при этом справедлив для очень незначительной части предприятий) прямо подсказывает выход из теневой ловушки украинской экономики.

Помимо здравой налоговой реформы для вывода из тени нужны и другие меры (В том числе дерегуляция экономики в целом), но в контексте налоговой реформы сделать можно следующее:

  1. Налоговая реформа должна предполагать радикальное упрощение администрирования всех базовых налогов.
  2. Налоговые правила (администрирование, количество налогов и порядок, сроки их уплаты, график снижения ставок) должны быть утверждены и неизменяемы в сторону ухудшения как минимум на 5 лет.
  3. Бизнес должен убедиться, что сам налоговый орган будет изменен и порядок его изменения, замены кадров, упразднение административных, надзорных и карательных функций (от вывода налогового аудита из ГФС и отмены налогового плана до ликвидации налоговой милиции) предусмотрено и ясно прописано, а также реализуется (я считаю наивным ожидать начало массовой детенизации до реализации этого пункта, а если государство на это не идет — никакого выхода из тени оно не хочет и просто всех обманывает).
  4. Ясное дело, автоматизация работы с налоговой и прописанный план по максимальной ликвидации контактов «человек — человек». Автоматизация возмещения НДС (ясный порядок, открытый реестр, что предлагается уже, но ГФС пытается это заболтать).
  5. Из карательного — разумно-ограничительные меры в отношении оборота наличности и наличных расчетов. Но данные меры можно применять не ранее снижения налоговой нагрузки на те налоги, уклонение от которых часто носит вынужденный характер (налоги на зарплату в первую очередь и, опять же, объем и порядок снижения — вопрос дискуссионный, но решаемый). Ямы и обналы можно прижать, но только если кнуту будет таки предшествовать пряник.
  6. Все эти меры должны сопровождаться адекватной коммуникационной и информационной поддержкой. В первую очередь, хотя бы в какой-то степени честной.

Когда можно ожидать первых позитивных изменений в случае такой реформы? Уже в первый год мы сможем увидеть реальную детенизацию при честной и открытой работе налоговой и Минфина (хотя масштабы переоценивать не стоит), и, мне думается, даже при принятии компромиссного графика снижения налоговой нагрузки.

Как всего этого достичь хотя бы в рамках налоговой реформы? Мы должны, в первую очередь, определить цель - развитие Украины. Развитие украинской экономики, а не удержание стабильного положения полутрупа, которого мы сейчас добились. Полутруп всяко лучше трупа, но находиться в таком состоянии слишком долго нельзя.

Что могут сделать государство, гражданское общество и бизнес? Отбросить лицемерие и попытки во всех проблема обвинить друг друга и сесть наконец за стол переговоров.

Я убежден, что сейчас мяч на стороне Минфина и Кабинета министров. Которым уже пора определиться с экономической политикой, а не прикрываться важными, но пока, по большей части, чисто техническими реформами.

Им может сколь угодно не нравиться проект реформы от Южаниной и Ко, они сколь угодно могут говорить о том, что никто ничего кроме них не понимает, и потому они никому ничего не будут объяснять, но это путь в никуда. Гражданскому обществу и бизнесу стоит войти в положение Правительства, потому что обратное — тоже путь в никуда. И тогда разумный компромисс и детенизация возможны. В кратчайшем сроке — достаточная для реформы и удержания на плаву. А уже в среднесрочной перспективе — для роста и развития. Осталось дело за малым — преодолеть взаимное недоверие.

Все, что для этого нужно — ответить на вопрос: ради чего это все? Ради сохранения status quo или ради развития украинской экономики и построения процветающего государства.