На самом деле эта заметка должна бы называться «Политика и психиатрия», но не будем баловаться.

Итак, что это было?

1. Действия Путина, конечно, являются последствиями поездки в славный город Нью-Йорк. Гипотез на тему ЗАЧЕМ??? может быть много. От демонстрации силы до четкой и продуманной политики. Конечно, у России было разработано несколько сценариев поведения, аналитические центры там работают качественно. Но в силу деградации режима в целом и его главы в частности, замыкании принятия всех решений и размытости целей, выбран был, на мой взгляд, наиболее вредный во всех отношениях вариант поведения. И решение было принято под прессом эмоций.

2. Чего подвигло? Вполне очевидно, что Путин ехал в Нью-Йорк ясно и четко договариваться о Украине (замирении через уступки Великому Пу за услуги в Сирии, которые обломились) и о торжественном въезде Великого Путина, который помогает Западу решить «сирийский кризис», в зал ГА под видом Великого Миротворца. С планом вышло что-то не так с самого начала. Как только был поднят вопрос «вы без нас в Сирии не порешаете», доблестная французская эскадрилья в лучших традициях наполеоновских кирасир налетела и покрошила ИГ в такой мелкий винегрет, что дальнейшие разговоры о «не справитесь без России» стали приобретать слегка комический характер.

3. Российская пропаганда сразу отработала тему «МЫ БОМБИМ ИГИЛ», хотя всем очевидно, что это не ИГИЛ. Тут можно родить несколько версий, помимо помощи союзнику Асаду, но акция устрашения вышла опять таки достаточно странной и нелепой. Нарастить и без того растущую ненависть к России в западном мире? Сыграть на два поля, навредив повстанцам которые и враги Асада, и враги ИГИЛ? Типа и союзнику помочь, и ИГИЛ не навредить? Зачем? В вот тут интереснее.

4. Может ли Путин заигрывать с ИГИЛ? В ИГИЛ очень много граждан России с Северного Кавказа. И ВВП явно опасается, что ИГИЛ полезет в Россию. Резонно. НО попытки договориться с ИГИЛ или заключить пакт о ненападении под видом борьбы с ИГ бомбя их врагов? Ну это смешно. Путин мыслит своей логикой: обострение — замирение — обострение. ИГ режет головы, и договриться с ними невозможно. Путин скоро это осознает, но эмоциональные решения и пацанские понты не дадут осознать опасность вовремя.

5. Какие ближайшие последствия этого решения? Столкнутся ли США и Россия или Россия и НАТО (широко) в Сирии? Конечно, нет. Теперь России главное не мешать, а повстанцам подкинуть нужное количество стингеров. Проходили — знаем. А вот то, что Саудовская Аравия, Катар, влиятельные арабы теперь будут вкидывать деньги на борьбу прямо с Россией у меня сомнений практически нет. СССР долго и тщательно выстраивал дружеские отношения с арабским миром. Потом афганская война их подпортила, в 90х и начале эпохи Путина Россия вложила много сил и средств, чтобы реноме друга арабов вернуть, и не без успеха. Но утрата Путиным чувства реальности после начала арабской весны все более разрушала эту хрупкую дружбу, так нужную России. И теперь — добили.

6. Камень в сторону геоаналитиков и великих политологов. И себя. Так как большие политики редко показывают эмоции на людях, после того, как закончилась встреча Путина и Обамы в Нью-Йорке и они пожали друг другу руки, все великие аналитики от Вашингтона до Токио (и, особенно, в Москве и Киеве) начали строить теории о итогах встречи. От «Путин всех переиграл» (Москва) и «Нас сливают поганые лидеры Запада, Порошенко зрадник, ЗРАДА» до «Путин капитулировал».

Как всегда, все теории оказались бессодержательны и никто не учел фактора простой человеческой злости, которые, по моему глубокому убеждению, и толкнули Путина на столь скорую и неудачную реакцию на итоги ГА ООН. Почти все «аналитики и политологи» игнорируют в своим просчетах тот факт, что большая часть событий в мире (даже всемирно исторического значения) являются следствием ошибок, эмоций, случайностей и не содержат глубоко продуманных многоходовок.

Управлять историческим процессом — дело сугубо сложное и практически невозможное. А уж прогнозировать их и описывать, строя прогнозы и догадки на жестком дефиците информации и желании показать свою сверхпроницательность — дело неблагодарное. Тем более когда речь идет о сходящем с ума диктаторе, которому никто ничего уже не уступит. Чисто западло.

Кстати, те, кто считал Обаму слабком и тряпкой все более показывают себя как плохие психологи. Я сам так думал. Нет, Обама просто спокойный, неспешный и методичный человек, который не поддается эмоциям и истерикам и просто делает свое дело. И делает его хорошо. Кстати, это же справедливо и к Порошенко. И потому Путин с его пацанско-бандитским эпатажем и «жесткостью» может казаться сколь угодно крутым и решительным, но умные ребята его все равно удавят. Аминь.

7. Какие последствия для Украины? У России реально нет ресурсов на две войны. Воздушная война (а она вряд ли такой останется) и война мобильных войск обходится очень дорого. Так что вряд ли при эскалации в Сирии нас ждет реальное обострение в Украине. И добренько. Больше времени и сил на внутренние преобразования.

Обобщая.

1. Открытое вторжение в Сирию и действия против оппозиции Асаду — ошибка. Которая увеличивает число врагов и не увеличивает число друзей. Которое увеличивает число проблем и расходов, и не создает потоков денег и ресурсов.

2. Запад не будет идти на прямое столкновение с Россией, предоставив ей эксклюзивное право разбить голову о стену.

3. ИГИЛ в Россию, а также к ее соседям-союзникам-вассалам все равно явится. И на Кавказ, и в Москву, и в Таджикистан, и в Ферганскую долину, и в Киргизию.

4. Украина должна быть начеку и не рассчитывать, что война с ИГ и война с Россией уже не наш вопрос. Мы уже часть мировой системы. Со всеми преимуществами и недостатками.