Запертые наедине с собой тысячи любителей искусства превратились в художников. Люди воссоздают картины из овощей, столовых приборов, домашних животных, собственных детей. Круто, что в специальных пабликах #изоизоляция #tussenkunstquarantaine выставили условие «никакого фотошопа». Оказалось, что и без него с помощью подручных средств можно воспроизвести шедевры минувших эпох, которые узнаются с первого взгляда.

Эта забава, конечно, не была изобретена во время карантина. Предлагаем вам взглянуть на работы признанных мастеров, которые переосмысливали и пародировали друг друга до карантина 2020, когда это еще не было мейнстримом.

Кстати, все эти работы называются оммажами, которые в отличие от копий явно указывают на известное произведение, но сделаны абсолютно в другом стиле, технике и т.д. Оммаж – работа-подражание, создается как жест уважения мастеру. Интересно, что изначально оммаж был ритуальной присягой на верность феодального вассала своему господину. Поражает количество наших современников, которых эпидемия заставила присягнуть искусству!

Наверное, чемпионом в создании оммажей был Пикассо. Он создал немало таких подражаний на работы Веласкеса и Делакруа. «Женщины Алжира» (1955) Пикассо намекают на «Алжирских женщин» (1834) Эжена Делакруа.

Алжирские женщины, 1834, Эжен Делакруа

Женщины Алжира, 1955, Пабло Пикассо

За два года испанец создал 15 вариаций этой картины французского романтика. «Если бы Делакруа увидел мои работы, я бы ему сказал вот что: вы писали, имея в виду Рубенса, но сделали как Делакруа. А я писал, имея в виду вас, но тоже сделал нечто свое», — сказал Пабло Пикассо журналистам.

Картина «Менины» Диего Веласкеса стала произведением, через которое автору отвесили поклон десятки художников XX столетия.

Менины, 1656, Диего Веласкес

И Пабло Пикассо «высказался» на тему «Менин» так же не раз.

Менины по Веласкесу, 1957, Пабло Пикассо

Менины, 1960, Сальвадор Дали

Кстати, считается, что сами «Менины» — тоже оммаж: используя зеркало, в котором отражаются персонажи за пределами полотна, Веласкес сделал намек на «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

Портрет чет Арнольфини, 1434, Ян ван Эйк

Земляк Пикассо – Сальвадор Дали – тоже любил эту игру. Помимо веласкесовских «Менин» он отметился с автопортретом Рафаэля, где гений Возрождения изобразил себя с невероятно длинной шеей.

Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1920-1921, Сальвадор Дали

Автопортрет (предполагаемый), 1504-1506, Рафаэль Санти


Эдуар Мане, который перевернул вверх тормашками чопорную академическую живопись, любил цитировать старых мастеров. Так его «Завтрак на траве» намекает на «Концерт на траве» (1510) Джорджоне.



Но при этом позы персонажей списаны с фрагмента гравюры Маркантонио Раймонди, которая копировала утраченную картину Рафаэля «Суд Париса» (1515).


Кстати, «Завтрак на траве» Клода Моне был сделан с намеком уже на картину его старшего коллеги Мане. (Пожалуй, это пока самая многоступенчатая цепочка художественных реверансов).


Другая цепочка цитирований у Мане открывается, если посмотреть на его скандальную «Олимпию» 1863. Очевидно, что она является оммажем на «Венеру урбинскую» Тициана.



Но какая разница в восприятии публикой! Там – богиня, тут – проститутка. Тициан, кстати, свою Венеру «срисовал» с работы Джорджоне, которую ранее дописывал за своего безвременно почившего коллегу.


«На балконе» — еще одна работа Эдуара Мане, которая является поклоном в сторону Франсиско Гойи с его «Махами на балконе».



Не исключено, что Гойя подсмотрел сюжет у своего земляка Бартоломе Эстебана Мурильо, написавшего «Две женщины у окна».


Так что не удивляйтесь, если лет через 50 мы увидим оммажи на произведения наших современников, которых подтолкнула к искусству карантинная скука.