В принципе, отчёты о встречах – не мой жанр. Всегда находятся соратники, которые реагируют быстрее, подмечают больше, анализируют глубже, конспектируют тщательнее – они и отдуваются.
Но вот только что я приехала со встречи с Артёмом Сытником, главой НАБУ. И поняла, что если я не поделюсь впечатлениями – меня разорвёт нахрен. Так что уведите ваших детей от наших голубых экранов – сейчас таки будет отчёт.
С чего начать? Да, пожалуй, с того, что на протяжении нескольких месяцев создание НАБУ позиционировалась как сверхважная задача, как создание инструмента по реальному реформированию главного зла в стране и как Самая Большая Перемога из достигнутых. Где бы что ни происходило – недо-реформаторы кивали на подготовку НАБУ.
Провалили реформу прокуратуры? Хреново, конечно, но подождите – сейчас запустим НАБУ, они независимые, честные, неподкупные, они-то как дадут коррупционерам, даже высокопоставленным, по шарам!
Судейские, потерявшие берега ещё при прошлой, а также поза- и позапрошлой властях, всё никак не могут эти берега обрести, и никакие Майданы им не указ? Печально, конечно, но вот заработает НАБУ – и каждый судья окажется под колпаком грозного ведомства, представляете, как много это изменит. Трепещите, коррупционеры! Вот приедет барин, барин вас посадит...
Запуск НАБУ был мероприятием эпическим как с точки зрения оргмоментов, так и с точки зрения потраченных средств. Мы же не можем требовать от людей, расследующих многомиллионные коррупционные схемы, чтобы они работали за три копейки, это ж коррупционный риск. Не можем – дайте им по-настоящему большие зарплаты. Дайте им новый офис, дайте им конкурс под контролем западных партнёров, дайте им самое современное оборудование, чтобы родом прямо из ФБР. Бронежилеты 6-го класса защиты? Давайте! Тактические носки (о которые сломалось множество сетевых копий)? Давайте, давайте, давайте, не скупитесь – нам нужно НАБУ!
На предыдущей встрече с Артёмом Сытником глава НАБУ посетовал, что всё уже буквально на мази – но дело упирается в антикоррупционного прокурора. Критически важно, чтобы была назначена не просто незапятнанная фигура, но чтобы эта фигура была по-настоящему независимой от политиков и от ГПУ. Как следствие – только ленивый не привлёк внимание к этому назначению, общество обратило строгий пристальный взор на тех-кто-наверху: а ну, назначайте, не тяните, да не кого попало назначайте, а качественно, мы тут бдим – нам нужно НАБУ!
Назначили. Набрали детективов. Принесли присягу в присутствии целого Гаранта Конституции. Потребовали предоставить им фискальные реестры, декларации и даже кадастры доверенностей. Это, к примеру, значит, что детектив НАБУ может выяснить, что некий скромный чиновник или районный какой судья, в дополнение к небогатой своей декларации, имеет ещё доверенность на управление счетами некоего ООО «Рога и копыта», зарегистрированного на дальнего родственника скромного чиновника или районного судьи. Польские коллеги с завистью говорят, что им бы такие полномочия и такое (уже имеющееся, подчеркнём!) законодательство – они бы ух! Давайте, ребятки, работайте. Нам нужно НАБУ.
Глава НАБУ Артём Сытник пользуется популярностью среди СМИ. Интервью с ним нагуглить несложно, целую пачку. И во многих из них красной нитью проходит мысль «НАБУ не пойдёт на поводу у требований „громких посадок“, нам важны не селебритис, а системная работа…» Читаешь такое – и думаешь: «Ну, ладно, ненаказуемо». Но идёшь на встречу с главой НАБУ с некоторыми ожиданиями: вот сейчас-то они расскажут, какую систему разработали, что планируют, чего нам ожидать в ближайшем будущем.
А на встрече глава НАБУ Артём Сытник и его заместитель Гизо Углава молвят тебе человеческим голосом: «Ну что вы вцепились в эти посадки? Ну не они же всё решают… Ну посадим мы одного судью, или десяток – система-то от этого не изменится, судей-то – вона их сколько… Ну, арестуем мы да хоть целого министра – схема-то при этом будет продолжать работать… А прокуратура, вы видели нашу прокуратуру – ну что мы с нею сделаем?.. Ну вот мы посадим одного вора, а на его место придёт следующий… А нам не хватает законодательных инициатив… И вообще, вы же не можете требовать у одного подразделения, 700 человек, чтобы оно изменило в одиночку всю систему в стране…»
И присутствующие слушают это всё с округлившимися от изумления глазами.
И хочется сказать: подождите, а прокуратура вам чем мешает? У вас свой прокурор, выстраданный, независимый ни от кого, мы ничего не путаем? – Нет, не путаете, печально ответствует НАБУ.
Ок, с прокуратурой разобрались, давайте же перейдём к судьям. Вы же не будете спорить с тем, что имеющимися у вас законными (законными, Карл!) методами вы вполне можете, скажем так, держать судейских в тонусе. Как минимум – в таком состоянии, чтобы данный конкретный судья, когда он ведёт дело, «спущенное» НАБУ, осознавал, что в случае своих незаконных действий следующим на скамье подсудимых будет непосредственно он, судья, при непосредственном же участии НАБУ. Мы помним, как целый глава Администрации Президента, когда мы с ним обсуждали судебную реформу, собственным ртом произнёс: «Вот заработает НАБУ – и вы же понимаете, насколько изменится ситуация, потому что появится контроль, реальный орган бла-бла-бла». И вот вы появились. И что?!
Нет, ребята. Нам по-прежнему нужно НАБУ. И оно очень здорово придумано – от независимого прокурора, высокооплачиваемых детективов до скандальных носков даже. Но нам не нужно, чтобы вы рассказывали про необходимость «менять систему». Нам нужно, чтобы вы просто сажали – сажали всех, до кого можете дотянуться. Громкие имена, тихие имена – какие хотите, такие и сажайте.
В любимом мною государстве Израиль чуть ли не половина людей, бывших когда-то министрами, сидит по тюрьмам. Это не потому, что в Израиле чудовищная система и все воруют. Это потому, что там работает антикоррупционное законодательство и соответствующие органы. Ваши, ребята из НАБУ, коллеги работают.
Не надо думать, что ваша задача – придумать упоительную систему, при которой сплошные розовые пони, мармеладки и вор перестанет воровать. Надо просто сажать. И у вас, вроде бы, есть всё для этого. Собственный прокурор, детективы, бюджеты, помощь ФБР и даже тактические носки.
Не надо печалиться несовершенством системы. Надо просто сажать воров.
Чтобы следующий вор, который придёт на должность, знал: если он будет воровать, он сядет в тюрьму.
Именно это – ваш кусок работы по изменению системы.
Ваш Кэп.