Почему у нас всё получится, если мы перестанем вести себя как обособленные мудаки и начнём доверять друг другу на деле, а не на словах.
- Стартапы. Дух предпринимательства, заложенный в гены поколениями наших прародителей — вне зависимости от крови и национальности, а исходя из факторов совка и тотального дефицита, в котором они жили — с рождения есть в нашем ДНК. Просто у большинства он спит и просыпается только тогда, когда наступает край. Что и было доказано Майданом. Майдан — есть наш коллективный край, общее состояние когда по-другому уже нельзя. Отсюда возникает потребность в поиске решения, которое устроит большинство и сможет масштабироваться. Это есть стартап. Современные предприниматели мыслят также.
- Дети. Наши дети, рожденные за последнее десятилетие, практически с рождения вообще не задают себе вопросов, чем будут заниматься когда вырастут. Большинство в той или мере хочет стать предпринимателями. Кстати, таможенники — тоже в определённой степени предприниматели. Понятно, что есть и ещё долго будут родители, которые хотели бы, чтобы их ребёнок стал таможенником, но таким надо не о будущем детей думать, а своем прошлом.
- Семейственность. В украинском обществе очень важна семья. Важна история семьи, обычаи, культура. Важны семейные традиции, отношения внутри семьи, забота о детях и родителях. Отцы и матери воспитывают своих детей, находятся рядом всю жизнь, помогают словом и делом. Дети часто возвращаются домой. Понятие «дом» — большая ценность в украинской семье и совок эту ценность не убил.
- Возраст. Средний возраст украинских предпринимателей в среднем выше (40-45 лет), чем возраст среднестатистического предпринимателя в Европе (30 лет). Речь тут конечно не про хипстеров с макбуками. Ведь мы совсем недавно начали, а научиться предпринимательству не по книжкам, а на деле, тем более в рамках нашей реальности, смогли сравнительно недавно. Но это время сделало нас на 10 лет старше, поэтому сейчас у нас есть накопленный багаж знаний, который, несмотря на совковые традиции, оливье и голубой огонёк в башке, даёт нам элементарную житейскую мудрость. Которой нет у других.
То, чего у нас по прежнему нет и неизвестно когда появится:
- Взаимоподдержка. В нашем случае пока не работает — элемент внутренней поддержки у нас отключён совком. Мы не поддерживаем друг друга, а конкурируем. И это, конечно, жопа. Наша конкуренция выражается в подходе к очень многим процессам, в первую очередь к процессу предпринимательства — там, где чаще требуется сотрудничество. Сотрудничество, а не борьба за дерево с бананами, с паническим ужасом, что бананов хватит не всем — является сегодня самым главным фактором зрелости современного общества и успешности проектов, которые это общество создаёт.
- Фокус. Желание и способность фокусироваться на задачах и последовательно их решать. Мы слишком плохо работаем, отсюда — все наши проблемы. У нас крайне мало полезных бизнес-привычек, оптимизирующих процессы принятия решений и коммуникаций. Происходит это потому, что ни наши родители, ни наши учителя нас этому не учили — они сами этого не знают. Мы всё делаем крайне медленно, лениво, безответственно и хаотично. Мы вставляем в нашу работу слишком много личного, внутри которого — ещё больше разных комплексов и родовых травм.
- Позитивное мышление. Позитивно мыслить — не означает надеть на себя розовые очки и дурачить себя и других, называя черное белым и незначительное — успешным. Позитивно мыслить означает уметь в первую очередь адекватно оценивать ситуацию и избавляться от бессмысленных негативных мыслей, которые на 90% занимают наши мозги. Западный мир уже давно принял ценность позитивного мышления, предпочитая не только выглядеть, но и быть успешным. Ведь для среднестатистического жителя, например, Калифорнии, неудача — нечто краткосрочное и проходящее, а не родовое и неизменное как у нас. В концепции их жизни, позитивное мышление не только улучшает настроение и создает ощущение комфорта, но также является источником огромной внутренней энергии — которой нам всем так не хватает.
- Перманентное чувство опасности. Это тот фактор, который объединяет общество, превращая его в единый народ. Пока в нашей стране идёт война — она должна нас объединять, а не разъединять — если мы конечно хотим выжить, а не испариться. Мы этим чувством обладали во время Майдана, и утратили его спустя два года — в основном благодаря лживым обещаниям правительственных болтунов.
Выводы. Очевидно, что мы сильно отстаём от развитого мира. Мира, в котором главенствует либеральный индивидуализм и суверенитет личности над государством, а общество становится всё более мудрым, сдержанным и толерантным. Но такой мир даже для развитых стран сегодня — скорее будущее, чем настоящее. Эмоциональный интеллект, наличие души, умение вдохновлять и эмпатия в полной мере присутствуют в сознании отдельных людей, а не масс. Но то общество, в котором такие люди проявляют активную жизненную позицию, даже вопреки обстоятельствам — со временем трансформируется в общество со здоровыми амбициями, правилами и определённой «экологичностью» в стремлениях. Это то, что уже происходит у других, это то, к чему мы должны стремиться.
Да, пока в нашем обществе главенствуют жлобы. Воспринимающие искренних людей как мутантов своего социума. Но в них нет зла — той погани, которая полностью лишает людей человеческого облика. Поверьте — в мире более чем достаточно гуманоидов без тормозов, причём вне зависимости от уровня интеллекта. Наши же жлобы, в основной своей массе — добродушные амбидекстеры, умеющие по разному мыслить разными полушариями мозга — в зависимости от ситуации. И это, на самом деле, хорошо, потому что если заразить их позитивным мышлением — со временем они начнут мыслить позитивно. Сначала — понарошку, потом по-настоящему.
Ну и главное — нельзя сдаваться и опускать руки — каким бы идиотским не казалось наше настоящее. Общество рано или поздно начнет выздоравливать, и чем здоровее оно будет становится — тем более востребован будет тот морально-этический фундамент, который закладывается сегодня.