Сложно, наверное, найти человека в нашей стране, которого бы не передергивало от слова «карантин». Люди и психологически, и финансово устали от всех ограничений. Особенно это касается бизнесменов. Предприниматели разного пошива несут серьезные убытки. Больше всех страдает малый и средний бизнес, немного защищённым себя чувствует большой бизнес. Но, в целом, экономическая ситуация довольно сложная. Так, Минэкономики в первом квартале 2020 года оценило сокращение ВВП Украины в размере 1,2%, тогда как ранее прогнозировалось сокращение на 0,9%.
В такой сложной ситуации Кабмин пытается смягчать карантинные ограничения и постепенно запускать работу бизнеса и предприятий. Так, уже с 12 мая стартовал первый этап выхода с карантина. При этом количество заболевших коронавирусом в Украине остается значительным – около 400 новых случаев в день. А это означает, что любой бизнес, который начинает работу, должен очень ответственно подходить к безопасности как своих клиентов, так и сотрудников.
Часть бизнеса придерживается соблюдения всех санитарно-гигиенических мер. Но для многих это является сложной задачей. Уже появилось много журналистских расследований о том, как на только что открывшихся летних террасах ресторанов собираются большие кампании и передают из рук в руки меню, хотя правилами запрещено и то, и другое. О том, как парикмахеры сами работают без масок и не требуют их одевать от своих клиентов. И, с одной стороны, я их очень хорошо понимаю, ибо на собственной шкуре проверено, что носить маски долгое время – крайне неудобно. Но ведь это наша безопасность и безопасность наших близких, не правда ли? А есть еще и такие предприятия, которые пытаются скрывать информацию о случаях выявления заболевания у своих сотрудников. Например, по данным Житомирской Областной Санэпидемстанции, у 8 сотрудников компании «Рудь» (АО «Житомирский маслозавод»), которые работают в продовольственном сегменте, и их сотрудники упаковывают продукцию, которую потом потребляют люди со своими детьми, очень опасное явление. Странно, что Санэпидемстанция знает об этом, но не применяет никаких мер по предприятию, как такое предприятие может функционировать, когда зараженных сотрудников может быть в разы больше? Безусловно, передача вируса на поверхности предметов имеет достаточно низкие шансы, хотя с продуктами питания ситуация, скорее всего, обстоит немного по-другому. Правильным бы было заявить о заболевании работников публично, а также ограничить свою деятельность до полного выявления количества заболевших. Ни одна прибыль не стоит того, чтобы подвергать опасности здоровье и жизни людей как в регионе, так и по всей Украине.
К сожалению, подобная ситуация явно не одна в нашей стране. И здесь уже задача полиции и других уполномоченных государственных органов принимать соответствующие меры против недобросовестных предпринимателей. Безусловно, карантин нужно ослаблять и давать возможность бизнесу начинать зарабатывать, но, в свою очередь, предприятия должны быть очень щепетильными в вопросе безопасности. Только таким образом мы сможем избежать новой вспышки заболевания.