Есть такая теория происхождения государства (к слову, довольно известная и популярная), которая рассматривает государство как «оседлого бандита». Этот бандит захватывает власть над неким народом, живущим на определенной территории. И начинает его эксплуатировать, причем так, чтобы на жизнь хватало и народу, и бандиту. То есть, государству. В общем, рано или поздно на смену грабежу приходит налогообложение, а вместе с налогами – политическое представительство, верховенство права и демократия.
Есть, правда, одно «но». Иногда вместо оседлого бандита приходят «кочующие бандиты» или «бандиты-гастролеры», цель которых – извлечь максимальную выгоду в краткосрочной перспективе. Так вот, складывается впечатление, что государство у нас может и возникло когда-то давно в соответствии с теорией оседлого бандита, но сегодня во власти – сплошь и рядом гастролеры. Которые хотят получить все и сразу, а потом, если что, свалить. Ну или переложить вину на COVID-19, карантин, мировой экономический кризис, политических оппонентов, народ – нужное подчеркнуть.
Однако с захватом всего и вся вышла заминка. На центральном уровне блицкриг удался, президентские и парламентские выборы выиграны, правительство свое (второе по счету) назначено, с большинством олигархов – тесные партнерские отношения. Практически идиллия. И не важно, что работа по всем направлениям, по сути, провалена и никто во власти не знает, что делать дальше. Даже в ближайшей перспективе – например, сразу после карантина. Который, кстати, не понятно когда закончится.
А вот на местном уровне для «Слуги народа» все плохо. Выборы на носу, партии как структуры, по сути, не существует, рейтинг падает стремительным домкратом, а выиграть очень хочется. Для окончательной концентрации и монополизации власти, а также контроля над всеми ресурсами, которые регионы получили после децентрализации. То, что эти деньги зарабатываются на местах и нужны регионам для нормального развития, никого особо не смущает – тут главное нахапать. А для этого необходимо убрать всех тех, кто пользуется поддержкой на местах и без проблем будет переизбран в октябре 2020. Речь, прежде всего, о мэрах.
Атаковать решили с двух сторон. Во-первых, массово открывают уголовные дела. Сумы, Запорожье, Каменец-Подольский, Одесса, Львов, Конотоп, Полтава, Винница, Черкассы, Покров – далеко не полный список городов, где активизировались наши доблестные правоохранители. Постоянное давление на мэров преследует как минимум две цели – либо выбить их из предвыборной гонки, либо заставить пойти на поклон к центральной власти и договориться. Разумеется, на условиях Офиса президента.
Во-вторых, начались игры с законодательством. В частности, планируют на местных выборах ввести 5%-й общенациональный барьер для партий в целом по стране и обязать партии проводить избирательную кампанию не менее чем в ⅔ областей. Ну и на закуску – запретить баллотироваться на пост мэра самовыдвиженцам. Что с предыдущими инициативами должно вынудить мэров искать себе «крышу» в лице общенациональных (читай – парламентских) партий. Прежде всего, «Слуги народа».
Но «не так сталося, як гадалося». Если танцы с бубном вокруг Избирательного кодекса не закончатся, в ближайшее время Украине «прилетит» от наших партнеров по поводу сворачивания децентрализации. Ведь местные выборы на то и местные, что выбираем мы тех, кто живет рядом с нами. И киевлянам, например, не особо интересно, какие политические силы победят на выборах во Львовский или Днепровский городской совет. Как и львовянам или днепрянам глубоко фиолетово, кто заседает в Киевсовете. При этом мэр – это прежде всего хозяйственник, а уже потом политик. По крайней мере, нормальный мэр.
А что касается силового давления и уголовных дел… Нынешняя власть уже сделала то, что не удавалось никому за всю историю Украины – объединила против себя не просто большинство мэров, а всю систему местного самоуправления. Которая приняла на себя основной удар во время пандемии COVID-19, не особо рассчитывая на центральную власть и теперь вряд ли сдастся без боя. В войне, которую честно ЗеКоманда никогда не выиграет.