Мир после пандемии COVID-19 будет миром новых возможностей. В том числе и для Украины. Глобальный карантин, по сути, разрушил международные цепочки поставок. Поэтому в ближайшее время нас ждет сокращение количество звеньев в мультинациональных цепочках поставок и перенос производств ближе к рынкам.

Многие страны будут выбирать между прибыльностью своих экономик (дешевая рабочая сила за счет удаленности производства) и стабильностью (скорость поставок и наличие резервов), отдавая предпочтение именно последнему. В этой ситуации выгоды Украины, учитывая наше географическое положение, очевидны. Но для того, чтобы ими воспользоваться, необходима соответствующая инфраструктура. Прежде всего, дороги. Ну и, разумеется, отсутствие дураков. Потому что если первое взаимосвязано со вторым – жди беды.

Вы же еще не забыли, что у нас в стране – «Большая стройка»? И что кроме 100 школ и 100 детских садиков правительство планирует построить новые дороги общей протяженностью 4000 км? Правда, в кредит. Государственный «Укрэксимбанк» предоставит для ремонта и строительства украинских дорог 19,3 миллиарда гривен. Офис президента при этом отдельно сообщил, что кредитование дорожного строительства произошло при содействии президента Украины Владимира Зеленского. Мол, он подписал ряд законов, которые сделали этот проект возможным. То, что у президента обязанность такая – законы подписывать, никого, по всей видимости, не смутило.

Но самое интересное не в этом. А в том, что «Укравтодор» получит первый транш в сумме 5,782 миллиарда гривен по ставке 10,5% годовых. А это существенно дороже, чем займы западных доноров, которые в последние годы получала Украины. Более того, не лишним будет напомнить, что на протяжении последних нескольких лет затраты на строительство и ремонт дорог в Украине росли. С 2017 по 2019 год, когда министерство инфраструктуры возглавлял Владимир Омелян, на дороги в бюджете последовательно выделяли 30, 35 и 56 млрд. гривен. А в бюджет 2020 года была заложена рекордная сумма: 75 млрд. грн. в Дорожный фонд плюс дополнительно 10 млрд. грн. на территориальные дороги. Добавим сюда вывод из тени 30% АЗС, а это еще около 25 млрд гривен поступлений в Дорожный фонд. Всего этого бы хватило на ремонт и строительство более 10000 км автодорог.

То есть, была стратегия, рассчитанная на несколько лет, с упором на использование транзитного потенциала Украины, а также параллельным развитием железнодорожных перевозок и авиационного сообщения – как пассажирского (надеюсь, бум лоукостов еще все помнят?), так и грузового. Был, конечно, не идеальный, но в целом нормальный бюджет. С перспективой и учетом глобальных тенденций.

А что сейчас? Нынешний министр инфраструктуры успешно развалил все, что было создано до него. И на кризис с карантином все не спишешь, так как бардак начался еще в конце 2019 года. В результате «Укрзалізниця» на грани банкротства, тарифы на грузовые перевозки растут, кадровая политика, мягко говоря, сомнительная, руководство получает огромные зарплаты, самолеты не летают (и вопрос не только в карантине), общие потери от коррупции в отрасли – 15-20 млрд. грн. в год. Зато понабирали кредитов, которые будет возвращать «Укравтодор», причем за счет Дорожного фонда следующих лет. То есть, в будущем мы будем строить меньше дорог. Хотя куда уж меньше, чем сейчас. Как говорится, мы думали это дно, но тут снизу постучали.

И что самое страшное: у власти отсутствует элементарное понимание того, что необходимо сделать. Или, хотя бы, чего делать не надо. Зато у власти есть красивые картинки, презентации со слайдами, громкие заявления и откаты. Куда же без них, родимых. Вот только в итоге фиговая картинка получается – вся страна в дураках и без нормальных дорог. А выборы все ближе и ближе.