Антон Геращенко отметил меня в своём тексте на Фб. Тексте о реформах и судьбе Кабмина. Сел было писать ответ, но краткого коммента не получается. Родился такой текст. Думаю, будет интересен не только Антону и его подписчикам. Посему вешаю тут.
Антон, прочитал текст. С большинством согласен. Нельзя просто «вешать всех собак» на одного человека/ одну силу. Кривят душой и те, которые представляют Кабмин воплощением вселенского зла, так и те, которые говорят о нём как о «белом и пушистом». Подход в Вашем тексте «все не идеальны» справедлив. Но моя позиция в данном случае чуть отличается.
Есть очень и очень интересные решения, ходы, которые идут на пользу стране. Есть увы провалы. В том числе ошибки. Как в отдельных решениях, так и в кадровой работе — определённые люди на определённых местах.
И, говоря о Кабмине я бы не представлял его как единую монолитную команду. Как не было единой команды и в Раде.
Начну с Рады
Посмотрите на программы партий, которые формировали коалицию. Точнее на то, что зовётся их программами. Одни приверженцы либеральных реформ, другие любят коммунистические лозунги «забрать и разделить». Одни за финансовую диету на уровне государства, другие за бабла всем сегодня и много.
И вот такая коалиция говорит о реформах. Но вот беда — реформы лишь путь достижения цели. А цели то у всех одни. Ну или их нет. Увы, за 2 года я не увидел (возможно плохо искал) внятной формулировки какое государство строится в Украине. То есть какой страна должна быть через 15 лет (это всего лишь 2030 г.)... через 20 и т.д. А слова «великая», «богатая», «неделимая» и т.д. — всего лишь лозунги без смысла. Ведь «великим» может быть и глобальный П**ц.
Как не услышал и определения уровня провала где страна находится сегодня. Война, попередники — тоже не то. Энергозатратность, производительность труда, структура экспорта, мобильность населения, демографическая катастрофа. Да, последнее актуально: в процессе размножения украинцы любят сам процесс (извините за тавтологию), а не результат. Хотя, это, похоже везде — движений, криков, стонов много. Выхлопа — мало.
Вот и получается что такая группа подходит к «реформам». Где слово «реформы» — магия для благодарного обывателя. Ведь если политики каждый по своему представляет и процесс и результат, то что говорить о обычном гопнике или бабушке у подъезда (а голосуют-то они).
Люди
Люди любят читать о реформах других. Причём читать как в сказке — пропуская нудную середину. То есть вначале было плохо а через минуту (год) — уже «единая, соборная, неделимая, великая»... и всем бабла.
Это мне напомнило прекрасный фильм «Человек с бульвара капуцинов». И диалог главных героев: «Я хочу от тебя ребёнка. сейчас!» «Но дорогая, вначале люди любят друг друга, потом ждут, и потом ребёнок. В кино ожидания вырезаем. Это называется монтаж». «Так давай сделаем монтаж. Хочу ребёнка».
Вот и народ хочет монтаж. Вчера выступили, сегодня «бабла всем». А то, что трансформация страны — процесс — это не интересно. То, что в тех же Польше, Сингапуре, Корее вначале были 5-6 лет с «денег нэт сафсэм» и только потом результаты — это не интересно. Да что там, те же наработки на моей Родине. Да, часть из читающих этот пост удивятся — в команде усатого дятла таки появились реформаторы. Которые фактически сформировали концепцию реформ. В отличие от Украины целостную, с целями, задачами, оценкой ресурсов. Так вот, в документах чёрным по белому написано, что реформирование = 3-5 лет катастрофического падения уровня жизни населения. И на это мол идти придётся. Иначе через 10-12 лет будет... Это, замечу, без войны, потери территории и т.д.
Но люди в Украине не привыкли к далёкому горизонту планирования. Что там государство: достаточно спросить у обывателя «кем ты будешь через 15 лет?» А в ответ — тишина
Политики тоже люди. И у них тоже свои мечты и желания. И зачастую тоже с малым горизонтом планирования. Для некоторых — в пределах электоральной кампании. Или даже на 2-3 месяца – сезон пережили и чудесно. Цели не менее разнообразны.
- Есть небольшое количество, представляющих что хотят сделать со страной. Они говорят о реформах.
- Есть те, для кого трансформация государства – передел сфер влияния. То есть старые «властители» уходят – есть пустое место, территория «для кормления». Они тоже говорят о реформах
- Есть те, для кого власть является ценностью сама по себе. То есть «дай порулить» — предел мечтаний. Эти тоже говорят о реформах.
- Есть случайные товарищи. Абсолютно разные. От лоббистов бизнеса до вечных революционеров, для которых любые рамки, любой закон есть воплощением зла. Этих я свёл в одну группу, поскольку несмотря на разные цели и одни и другие предпочитают жить «по понятиям», «на горизонтальных связях». Эта группа так же говорит о реформах.
И вот с такими стартовыми условиями начинается реформирование страны. Формируется коалиция. В которой у каждого свои цели. Да что там партии, внутри партий есть разные понимания процессов и результатов. Причём и среди «патриотов». Пример? Да возьмите Т. Чорновол — члена вашей фракции. Её методы дискуссии, работы с мнениями и восприятием формальных норм можно назвать «примером высокой культуры парламентаризма?». При этом в патриотизме данной сильной женщины сомневаться причин нет. Она патриот. В ней, как вычитал (не помню у кого) течёт кровь «козака-характерника». Ага, такого как «гений государственного строительства Сирко... Публичная, приятная обществу политическая демонстрация и реформирования гос. институтов – разные вещи. Первое это красивые, пользуясь параллелями с козаками, скачки, махание шашкой. Второе — нудное сидение за бумажками и счётами в полутёмной келье.
Поэтому Кабмин не идеален — там, как говориться в поговорке „каждой твари по паре“. Есть махатели шашками, есть банальные распильщики, есть случайные люди, есть любители власти. Но есть и те, чьей работой я восхищаюсь (без малейшей доли сарказма).
Что происходит
И тут походим к корню проблемы.
Политики заявили о единстве. Подписали договор – коалиционное соглашение. И, как водится в Украине, сразу начали искать пути как бы его не исполнять, заявляя при этом о „единстве“. А так же (смотрите выше — группы говорящих о реформах) о получении „территорий для кормления“. Выделить кого-то одного не могу – все хороши.
При этом реформаторы делали своё дело. Имею в виду тех, кто не говорит о реформах, а пытается его делать. Да вот беда — „канцелярская крыса“ не умеет красиво говорить с обществом, жаждущим сказок. Это чудесно сформулировал в конце прошлого года В. Омелян, написав, что „людям абсолютно не видны очевидные для нас кейсы, концепции и примеры“. Логично — политические шоу по ТВ поэтому и называются шоу, что там не место скучной логике. Это цирк. Со своими ручными зверушками и своими клоунами. А большая часть общества, наблюдая за этим цирком считает, что следит за политикой.
Единственный прорыв в коммуникации произошёл в начале этой недели. Когда часть правительства, по моему в шоу на ICTV пыталась разложить по полочкам цели, задачи и методы. Один из экспертов тогда сказал, что мол, была бы такая коммуникация изначально — не было бы кризиса.
Не согласен. Был бы. Может не в таком масштабе, но был бы. Причина — описал выше — политические силы и общество.
Но вернёмся к ходу работы. Любые реформы предусматривают частичный или полный демонтаж системы. Это в условиях государства — падения уровня жизни. Любые реформы начинаются с незаметных обществу изменений. Меняется инфраструктура, механизмы. Это даёт результат в виде „денег каждому“. Но не сразу. Условия сами по себе денег не приносят. Создал условия — жди пока ими воспользуются.
Сегодня частично такие изменения прошли. То есть уже существуют точки роста и условия, которые позволят хоть чутка заработать экономике. Это — заслуга части Кабмина. Но вот беда — пока что это лишь предпосылки. А слова из учебников по той же экономике для зрителя цирка как учебник по теории алгоритмов в руках гопника: ничего не понятно, но читатель думает, что его послали.
Такая ситуация идеальна для всех, кроме реформаторов. Хорошая работа есть, но она незаметна. Более того, общество входит в период „обнищания“. Общество разгневано. При этом проделанная работа гарантирует результаты, улучшение в любом случае. Независимо от того, кто у руля. Но не сразу — через временной лаг от 6 месяцев до года.
На этом этапе „умерли“ многие реформы. Ведь суть проста — раскачать ситуацию, провести смену руководства страной. И даже последний идиот, примеривший корону сможет через полгода-год сказать „я добился улучшения“ — ведь оно всё равно бы наступило.
Это шанс как для сторонников распила, так и для популистов. Об этом писал, пытался привлечь внимание ещё в апреле 2015. С картинками и диаграммами. Вот один из таких текстов „Перспективы досрочных выборов в Верховную Раду: игроки, мотивации, ресурсная база“.
К слову, раскачка таки была. Помните „тарифные“ и другие „майданы“, походы разгневанных к Кабмину. А так же абсолютную дурь в виде попытки принять закон „в защиту валютных заёмщиков“? Да примеров можно проводить сколько угодно. Суть одна — была попытка раскачать ситуацию. К чести и Кабмина и части депутатов до 2016 года дотянули.
И что дальше?
Но возникает вопрос „что дальше“? Предпосылки к откату никуда не делись.
А Кабмин начал заваливаться в откровенный популизм. Даже цены на отопление. Ведь есть 2 способа платить меньше — меньше потреблять и малые тарифы. Первое не означает мёрзнуть. Это энергосбережение. Открою секрет, Украинцы на отопление домов тратят в среднем в 1,5 раза больше энергии чем беларусы и раза в 2,5-3 (последние полгода не смотрел статистику) чем те же норвежцы. Украина на северном полюсе? Или Украинцы такие богатые?
Кабмин запускает 2 программы. Льготное кредитование энергосберегающих технологий для граждан и субсидии. Первая — вполне логичная: утепляешь дом, меняешь окна. В кредит. Причём государство покрывает даже часть тела кредита. То есть выплатил меньше, чем взял в долг. Потребление падает. Вторая — денег всем. И по ТВ, радио, в газетах премьер говорит... о второй программе. Её обсуждают. Но если мне дали денег заплатить, я не буду меньше тратить. Закончатся деньги — я буду кричать „дайте снова“. Но даже это только цветочки. В стремлении денег каждому некоторые министры дошли до вершин. Чего стоит заявление господина Розенко о желании „монетизировать“ неиспользованные субсидии. То есть, раздать деньги, которые не сожгли на отопление. В Украине что, инфраструктурные проекты на которые нужны инвестиции закончились? Да в конце концов, с армией всё ок?
Но это пример. Вернёмся к процессам. Министров-реформаторов понемногу, мягенько начали выдавливать. Они пошли. С заявлениями. Потом случились скандал и широкое обсуждение. Это, кстати, неплохо. Само обсуждение. Но вот возможные результаты, учитывая состав Рады, Кабмина и настроения в обществе, увы, не самые оптимистичные. Кризис в любом случае будет. Вопрос лишь когда. Худший вариант — развал коалиции и выход на выборы сейчас.
Да, уважаемые читатели-критики. Сейчас выборы — полная ж**а. Почему? А кто придёт. Посмотрите на стройные ряды „защитников“ народа. Крики и про тарифы и про „денех фсем“. А где вопросы „что делать?“. Не „улучшить благосостояние“, а что делать со страной. Вернёмся к началу: кто из защитников счастья народного может внятно объяснить чем и кем будет Украина в мировой системе к 2030 году, к 2050-му? Да в конце концов, откройте глаза. Про „денег всем“ и социалку пытался показать в картинках. Почитайте „Популизм в картинках, или почему украинцы сегодня не станут лучше жить“.
Но тем не менее страна неуклонно влетает в комплексный политический кризис (из экономического и военного она и не вылетела). Выборы будут в любом случае. Как и смена Кабмина. Вопрос лишь когда и какой ценой. Буквально на днях писал о четырёх наиболее вероятных сценариях. („Четыре сценария развития политического кризиса в Украине“.) Начиная от полного принятия условий „министров-возвращенцев“ до забалтывания ситуации и продолжения цирка. Все они, увы, ведут к смене власти. Рано или поздно. И ключевой вопрос в описании будущего Украины лежит в том кто придёт потом и на какую ресурсную базу.
Есть, конечно, вариант 5. Это объединение коалиции вокруг целей. И понимая, что правительство не идеально, постепенное его обновление. При сохранении политического единства и изменении риторики коммуникации с обществом. Но, глядя на персоналии в политических партиях я очень и очень сильно в этом сомневаюсь.
А где же Яценюк?
Теперь о премьере. Друзья-союзники (как из числа реформаторов, так и других групп) чудесно понимают, что общество требует хлеба и зрелищ. И если нет одного — нужно второе. В случае реформ, обществу нужна жертва. Громкая отставка, скандал, обвинения во всех смертных грехах.
Поэтому роль Яценюка была предрешена. Ещё в начале 2015 года обратил внимание на подготовку БПП к атаке на премьера и его партию. Президент постарался поменять руководителей исполнительной власти на местах на более лояльных. Причём в первую очередь в регионах, которые были электоральной базой НФ. Это выгодно — иметь такого масштаба жертвенного агнца. Отправил в отставку — увёл весь негатив. По крайней мере на пару месяцев. Если бы была единая команда реформаторов, которая цинично шла к цели, я бы аплодировал подобной тактике. Да в таком случае и сам бы Яценюк понимал свою роль и играл бы в этой постановке как по нотам. Ведь главное — результат. И если общество может остановить процессы из-за нехватки либо хлеба либо зрелищ, то в условиях финансовой диеты ему стоит дать второе.
В данном случае, увы, ситуация несколько иная. Единства нет. А из премьера уже сделали „воплощение зла“ (да и он сам рядом своих решений этому поспособствовал). Обществу наплевать, что функция премьер-министра в основном координация работы других. То есть он лишь говорящая голова, которая озвучивает результаты работы. И на которую выливается весь гнев. Яценюк виноват — это то, что звучит в эфире. И это то, что поддерживают и союзники. Особенно из числа популистов. Для них сегодня так же сложилась уникальная возможность. В случае отставки такого масштаба дивиденды поделят как те, кто планировал жертву, так и те, кому надо лишь „чуть больший кусочек власти“. Сегодня, сейчас. Ради „кормления“. Ведь, учитывая предыдущую раскачку, не бывшая ПР, а союзники из числа якобы „реформаторов“ скажут „мы добились и защитили народ од диавола в очках“!
Поэтому, если назвать позиции премьера ужасными – сильно приукрасить. Ближайший союзник готов „зарезать“ ради сохранения власти. Те, кто хотел потеснить и урвать той самой власти чуть больше тем более точат ножи.
Возникает вопрос почему же внешние игроки так сильно защищают? Правительство идеально? Отнюдь. И тому свидетельство „волшебные пендели“, которые они отписывали в 2014-2015 годах. Но за пограничным столбом сидят люди умные. Они понимают, что те, кто сегодня (именно сегодня) придут на смену уж точно лучше не будут.
При этом они с радостью поддержат более последовательных, прагматичных и жёстких. Если таковые появятся.
Да, пока что Яценюк и часть Кабмина, которая занимается реформами могут устоять благодаря внешней поддержке. Но чтобы завершить начатое им придётся в 2016-м стать теми самыми » более последовательными, прагматичными и жёсткими". Или уступить место другим.
Как-то так.
________________________
Текст понравился? Можете сказать "спасибо" автору: лайком, словом либо копейкой.
Часть копеек забираю себе на пиво — что естественно. Но ещё 2 части передаю тем, кто в них нуждается. Это те, ко защищает мою жизнь сегодня и те, кто будет строить страну в которой я живу завтра. Поэтому часть средств:
- пересылается одному из отрядов спецназа ВМС Украины
- тратится на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.
Реквизиты:
Карточка привата: 5168 7423 0834 3288
Вебмани: U247333217329 или Z293974971904