Одной из наиболее резонансных тем для обсуждения в украинском медиа-пространстве на минувшей неделе был указ Зеленского об упрощении системы предоставления гражданства, а так же убежища гражданам РФ, преследуемым на Родине по политическим мотивам.

Признаться, ожидал несколько иного уровня обсуждения. Увы, но значительная часть журналистов склонялась к проговорке тезисов вроде «огромного количества россиян», уже готовых ехать в Украину, либо, опасности приезда шпионов под видом беженцев и необходимостью выставить «железный заслон». Это заставило меня немного структурировать мысли по вызовам и возможностям, которые несут изменения в миграционную политику страны по отношению к гражданам РФ.



Темы, поднятые в видео:

1:25 Гражданство не сразу или поговорим о процедурах. Указы Зеленского не подменяют законы и являются подзаконными актами. Президент может всего лишь влиять на процедуры — практику реализации норм, прописанных законом. Гражданство просто так не даётся. Какие абсурдные нормы инструкций и правил пытается убрать президент?

5:00 Первый практический резон указа — слово президента надо исполнять. Как Порошенко обманул добровольцев и почему Зеленский обязан выполнить обещания предшественника. И почему данный указ — выполнение обещаний самого Зеленского. Прямая речь обоих президентов.

9:48 Второй практический резон указа — влияние на российские элиты. Украина фактически находится в состоянии войны с РФ. И именно поэтому она обязана иметь мощную информационную, аналитическую, гуманитарную и разведывательную политику на восточном направлении. Гражданство оппозиционерам, их поддержка — проявление зачатков такой политики — то, что так и не поняли политические элиты нашей страны с 2014 по 2019 годы. В этом Украина не одна. Литва, справедливо опасаясь РФ, проводит Форумы Свободной России, куда съезжаются оппоненты Путина, в том числе те, кто отрицает право на существование Литовской Республики. Зачем это Вильнюсу? Правильная гуманитарная политика может привести к созданию мощного лобби даже в недружественной стране. Опыт польской политики в отношении Беларуси в 2005-15 годах. Сегодня Варшаву не воспринимают угрозой ни беларуские оппозиционеры, ни власть. А вот Москву, которая формально даже союзник, воспринимают.

16:00 Третий аспект — миграция и демографическая яма. В Украине сегодня 13,4 миллионов плательщиков ЕСВ, 11,9 млн пенсионеров и 8,3 млн работают за границей. В сумме это 33,6 млн человек. РЕЗЕРВОВ УЖЕ НЕТ. В ближайшие 5 лет на пенсию уходит около 3-3,5 млн. В трудоспособный возраст вступает от 1,5 до 2. Через 2-3 года количество плательщиков ЕСВ сравняется с количеством работников. Это коллапс пенсионной системы. Стране нужно думать о миграционной политике. То есть думать: ОТКУДА брать мигрантов И КАК их ассимилировать

Вызовы:

21:15 Опасность миграции из РФ — национальное давление и русский мир. Опасность есть, но есть и общие правила работы с моно национальными группами, которые успешно применяют в Польше, Словакии, Чехии и других странах — не давать возможности селиться группами. Нет «кагала», «компактного поселения» — нет давления не местное население. Да и меняются такие мигранты проще.

22:30 Опасность два — инфильтрация шпионов из России а так же любителей русского мира. Опасность существует только в условиях не работающих механизмов. Даже сегодня потенциальный мигрант из РФ прежде чем получить гражданство проходит через три «предохранительные системы», которые предусматривают две, разнесённые во времени проверки СБУ. Если работает государство — угроза минимально. Объясняю «на пальцах».