О методах возврата Украиной контроля над Донбассом и Крымом говорят много. То активно, то как фон для обсуждения других тем. При этом есть забавная разница в терминах. Украина говорит о «возврате контроля», партнёры и оппоненты про «урегулирование конфликта». И это, как на мой взгляд является наилучшей демонстрацией сути проблемы.

Увы, но реалии таковы: украинская позиция услышана, но не является основной. Тон в дискуссии задают внешние игроки. Германия, Франция и Россия по большому счёту договариваются, Украина внемлет. С тактической точки зрения позиции Меркель, Олланда и Порошенко в диалоге близки. А с точки зрения стратегии с одной стороны «возврат контроля», с другой «урегулирование».

Попробую пояснить разницу между понятиями. Возврат контроля — это в первую очередь распространение правового поля Украины на указанные выше территории. В полном объёме. И спокойная реализация государством своих планов. В том числе геополитических.

А теперь что такое «урегулирование». Можно играть словами, а можно взять примеры из истории. Лидеры ЕС любят рассуждать о «мирном разрешении конфликта». И предлагают «поговорить об этом». Традиция европейской демократии. Главное — чтобы не стреляли. Это уменьшает риски: появления беженцев, роста рынка оружия, преступности. Да и собственные граждане не нервничают. Что при этом происходит со страной, где страны ЕС применяют свои методы — вопрос другого рода.

В регионе за последние 30 лет произошло огромное количество конфликтов. Пример Балкан. Наилучшая демонстрация европейского подхода к разрешению конфликтов. При посредничестве ЕС было создано огромное количество разнообразных крАин в регионе. Страны дробились на автономии. Роль центрального руководства сводилась к нулю. Те государства, которые увидели опасность такого сценария и наплевали на рекомендации Брюсселя сейчас развиваются. В том числе стали членами ЕС или претендуют на вступление. Те, где торжествует «тактика диалога» скажем так, тоже существуют.

Возьмём ещё один пример Сомали. Формально это единая страна. И есть даже Федеративное (!) правительство. Которое настолько мощное, что контролирует аж 70% собственной столицы. А ещё есть 5 (пять) государств и огромная серая зона. Но в ЕС уверены — конфликт решили. Ведь если о порции в 10-20 ежедневных трупов не сообщил Das Bild, значит их нет.

Постсоветское пространство. Абхазия, Северная Осетия, Приднестровье. В момент острой фазы конфликта те же европейские страны согласились на ключевую роль РФ в урегулировании. То, что солдаты Кремля выступали на одной из сторон никого не смутило. А крики национальных правительств и просьбы о выносе вопроса на другой уровень были проигнорированы. В результате Россия напала — Россия поставила «миротворцев». Грузия за поплатилась в 2008-м.

Увы, в Украине подобный сценарий так же реален. Достаточно посмотреть на просачивающуюся информацию о диалогах Киева с Берлином и Парижем. И темы вроде рекомендаций о правах регионов и правах меньшинств, одностороннего выполнения Минска-2. И вновь поднятый с подачи России (уже на примере Сирии) тезис о федерализации. Доходит до смешного. Некоторые из немецких фондов на полном серьёзе начинают планировать выдавать гранты украинским НПО на темы связанные с … выборами в ЛНР и ДНР. То есть часть политиков ФРГ уже всё решили. Дальше дело техники. Есть деньги, есть проекты. Появляется обсуждение. Внутри Украины. А это уже новый аргумент давление. Мол и вы сами обсуждаете и гражданское общество (вот уж модное слово) вопросы поднимает.

Одним словом, тон в дискуссии задаёт не Киев. Украинские власти лишь пытаются лавировать и использовать существующие площадки, вписываться в новые повестки. Которые создают все кому не лень. И Европа. И Россия. Да даже Беларусь, которая в полной мере использовала украинский кризис для решения своей проблемы — выхода из-под санкций.

Киев площадок не создаёт. Сказали европейские партнёры, что Минск-2 должен действовать ещё год — будет действовать. Скажут, что нужно больше граждан РФ в миссии ОБСЕ — будут граждане РФ. Скажут выборы... а кто его знает.

Можно конечно согласиться, что если ты не имеешь ресурсов и твоё существование зависит от помощи внешних игроков — вынужден прислушиваться. Но прислушиваться можно по разному.


Начнём с информации

Говоря о своей повестке нужно говорить. То есть задавать темы, давать поводы для обсуждения. Пока что имеем следующее:

В таком формате партнёры из ЕС вырабатывают собственную политику. Которая априори не может быть 100% проукраинской. Потому что:

  1. В Украине действительно проблемы и она просит помощи
  2. Внутренняя политика Украины и в частности особенности диалога политических элит — тот ещё цирк
  3. Украина не предлагает своих повесток. Все предложения сводятся к детскому «верните всё как было»
  4. Москва оценивает и предлагает. В том числе вернуть «всё как было» при определённых условиях
  5. Москва остаётся выгодным экономическим партнёром
  6. Европейские политики подотчётны своим избирателям. И им крайне не выгодно ввязаться в конфликт и выйти из него без "success story"

Ситуацию немного спасает «инерция Майдана». Как никак «демократическая революция». И как никак вопрос стоял о проевропейской ориентации. Не было бы этого — давно бы получили один из трёх вариантов: Сомали, Босния, Приднестровье.

На этом подходим к практическим идеям. Минск-2 пока выгоден. Если будет выполняться в первую очередь РФ. Но пока что Россия не спешит делать дело. Наоборот затягивает процесс и работает «мелкими провокациями». Параллельно расшатывая ситуацию внутри Украины. Но для Европы подаёт конфетку — уменьшение антиукраинской истерии в СМИ. Этого на первых порах достаточно для Брюсселя. Ведь там любят простое слово «прогресс». То есть сравнивать «было» и «стало». Было: распятые младенцы, хунта и горы трупов по версии российских каналов. Стало: failed state, военные преступления и «услышьте народ Донбасса». Прогресс, однако.

Но такой прогресс, идущий по планам Москвы вряд ли в интересах Киева. Кремль хочет успокоить своих граждан и создать впечатление вменяемой информационной политики. Это нам надо? Если граждане РФ были очень озабочены вопросом «а как там у хохлов» — так не стоит их разочаровывать. Придумывать тоже ничего не надо. Просто создать информационные поводы на базе уже принятых решений.


Военная сфера.

Данная тема постепенно уходит с первых полос российских СМИ. Но злобных «укров» там не забыли. Так давайте подольём маслица.

Русские боятся украинских шпионов. Прекрасно! Разведчики и части специального назначения различных силовых структур страны действительно сильны. Кроме того в Украине множество добровольцев из других государств. Которые сейчас могут идти на контракт в ВСУ и НГ.

Русские вынуждены будут реагировать. Нервно реагировать. Не только в СМИ. ФСБ придётся население приграничных территорий. А так же граждан страны, побывавших в Украине. Это — рост напряжённости в самой России. Не будет реакции ФСБ — правые сайты поднимают вой «укры вербуют шпионов а Кремль спит». Тоже напряжённость. И это прекрасно.

Авиационная тема, ракетостроение. Украинские ПВО могут объявить, что проходит испытания новая система система распознавания свой/чужой. Естественно с боевыми стрельбами. И, ой, недалеко от границы РФ. Например, батареи и РЛС ставятся под Ахтыркой, Харьковом, Северодонецком. И цели летать будут примерно там же. А дальше… «Та шо вы говорите! Рядом российские военные аэродромы? Это которые под Курском (позывной „Сановник“), под Воронежем («Мятежный» и «Балтимор»), в Бурлиновке («Природный") и в Милерово («Парадный")… Не… не слышали. Да и успокойтесь, соседи, вы же сами признаёте чрезвычайную меткость наших зенитчиков".


Дальше политика на грани с военной темой.

Думаю, слышали о том, что КНР арендует у России колоссальные территории. А так же о законе про "территориях опережающего развития". Для несведущих объясню — это земля, на которую не распространяется в полной мере действие российского законодательства. Она живёт по законам, установленным "управляющей компанией". Естественно, такие ТОСы размещаются в Сибири и на Дальнем Востоке. И естественно, что туда придут китайцы. Чем не повод для троллинга на международном уровне? Простая схема:

Работа с молодёжью. Тут ключевым должна стать тема вывоза молодых российских граждан в Украину. Это межкультурные обмены. Как раз то, что нравится европейским фондам. Вот вам и гуманитарная повестка Киева. Мы мол за "народную дипломатию". Готовы показать гражданам РФ настоящую жизнь в Украине. Как? Вот краткий список:

В дипломатии, в бизнесе возможностей для троллинга ещё больше. Например, поблагодарить РФ (официально, заявлением МИД, или коллективным письмом туристических фирм) за то, что освободили основные курорты от источник проблем. — своих граждан


Практические шаги в духе европейских ценностей

Европейские партнёры в том или ином виде не устают повторять ряд тезисов о "хорошей" политике Киева по отношению к сепаратистам. Вот лишь некоторые пункты длинного списка:

  1. Украина просто обязана ставить во главу угла гуманитарные вопросы. Дескать несмотря ни на что обеспечивать население ЛНР и ДНР базовыми сервисами. Начиная от пенсий и заканчивая медициной. При этом ставить во главу угла интересы "меньшинств". В данном случае "политических".
  2. Украина дескать обязана (и ЕС готов в этом помочь) стимулировать "мирную экононику" на неподконтрольных территориях. Мол создали рабочие места — эти самые меньшинства вдруг и сразу бросят автоматы. Ну или не сразу — но ведь создали экономику.
  3. Изменить подходы во внутренней политике. Разработать гарантии учёта интересов и пожеланий даже самой малой группы. Дать её представителям возможность высказаться и быть услышанными. Более того, ломать голову как бы не просто услышать, но и не обижаться на "резкую реакцию" меньшинств.
  4. Восстанавливая экономику региона на первое место ставить интересы жителей именно ДНР и ЛНР. Мол это ключ у "урегулированию". Парадокс, но внешние партнёры переживают за жителей, например Горловки больше, чем за тех, кто живёт в Торецке (Дзержинске). Одних надобно "задобрить" посылками, передачами и т. д. А другие мол и так неплохо живут.

Что же, не стоит разочаровывать внешних партнёров. Более того, нужно сказать: услышали. И в пределах своей ресурсной базы даже пытаемся сделать. Ресурсов мало — поэтому идёт "малыми шагами".

Например, развивать "мирные бизнесы", которые могут начать жители "ДэНэРэ" с "ЛэНэРэ" без нудного обучения и переквалификации. Надо платить им за то, что они умеют делать. В частности:

  1. На Донбассе режут на металл всё что только могут. Прекрасно! Более того, товарищи фактически делают то, что должна была делать украинская власть — ликвидируют старые энергозатратные (и зачастую дотационные) предприятия. Процесс идёт. Вопрос лишь в вознаграждении. А Украине нужен металлолом. Его можно переплавить или продать, например, Румынам, Беларусам. Страна открывает пункты приёма металлолома в паре километров от границы. И платит хорошо. Возмущается Ахметов, что режут его активы — так это его проблемы — пусть едет и защищает. Украине нужен металл. Много металла.
  2. Перекуём мечи на... Можно пойти дальше. Бронетехника — тоже металл. Объявление: принимаем танковую броню по хорошим ценам. За привоз "своим ходом" — доплата. И снова сеть приёмных пунктов в 2-3 км от фронта. Хотите поиздеваться над русским военторгом — принимайте например танковые двигатели отдельно — пушки отдельно. Уверен, что найдутся "умельцы", которые разукомплектуют машину за считанные часы.
  3. Уголь. Больная тема. Да ради Бога. Покупать можно и нужно. Но снова таки через простые приёмные пункты. За нал. По расценкам, которые позволяют государству Украина получить максимальную прибыль. Причём данный подход можно назвать чрезвычайно "социальным". Страна платит на руки простым жителям за их работу. Минуя "вороватых чиновников" с обоих сторон. Найдутся недовольные — ну так во главу ушла поставлен "человек", а не бизнесмен. Разве не это говорили немецкие советники, продвигая тему "мирного урегулирования".

Речь идёт о любимой старушкой Европой программе "Нефть в обмен на продовольствие". Помните такую в отношении Ирана. Ну или, если пойти дальше — концепции "Фактории". Это когда цивилизованные люди на границе с варварами меха на стекляшки меняли. Только эта концепция предполагает ещё несколько пунктов. В частности вопросы "что отправлять туда".

Это, кстати, уже делается — те же рынки вдоль линии фронта. Продавать в первую очередь "гуманитарные" товары. Продовольствие, медикаменты, несложную технику. Да и всё иное, что можно использовать для себя, но никак не для промышленного производства или войны.

Клиент платит, естественно, на месте. То есть продал товар — получил деньги — купил товар. Таким образом решается несколько проблем:

О границе. Почему открытая граница должна восприниматься как проблема а не источник обогащения? Ну не хочет РФ продавать часть своих товаров в Украину. И ладно. Есть группы товаров, которые желательно бы получить. Фактории объявляют, что купят такие товары. Не дорого — дешевле, чем по "официальным каналам" (то есть без включения в цену логистики, таможенных сборов, налогов в бюджет РФ и так далее). При этом заявляет, что не особо интересуется "историей получения" товара. Дальше просто — есть относительно открытая граница. И есть куча групп, готовых получить или даже украсть что-то ненужное чтобы это самое ненужное продать Украине. Вот вам и ресурс.

Самое забавное – такая схема в полной мере соответствует формальным пожеланиям европейских партнёров. Социальная направленность есть. Рабочие места есть. В том числе на неподконтрольных территориях. Кроме того "Фактория" работает с гражданами, а не политическими группами. По крайней мере на начальном этапе. Нельзя же вмешиваться во внутренние дела свободолюбивого люда. Товарищ Меркель это строго-настрого запретила!

Идём дальше в мирные бизнесы. Упомянутый выше "экстрим-тур". Это ведь может быть не только для граждан РФ. Можно и название латиницей поинтересней придумать. Например "Karatel ltd" или "Junta inc".

Россия говорит о наёмниках? Да полноте! В Украине наёмников нет. Приезжие сами платят за участие в туре. Ресурс. И деньги. Украина — не такая богатая страна, чтобы отказывать себе в маленьком гешефте.

Кроме того это и гуманитарный аспект. Носители других культур — это межкультурный диалог. Изменение менталитета, влияние на общество. То, что так любят в ЕС. А то, что тур "экстрим" – так извините "маємо те що маємо" — ситуация в стране экстремальная. Кроме того бизнес "прозрачен" — рекламой занимается в том числе и МИД страны.


Защита меньшинств.

Права меньшинств — то что так любят европейцы. И то, что используют внешние игроки для создания негативного имиджа Украине. Пример — недавний конфликт вокруг активности ЛГБТ во Львове.

Можно взять на вооружение риторику партнёров. Более того, заявить, что Украина намерена измениться. И на начальном этапе (мол чтобы общество привыкло) готова построить город с "особым статусом". Город поро... ой, город счастья. Где разрешено всё:

Естественно, ресурсов на такой город у Киева нет. Их можно попросить у Нидерландов, Брюсселя, Берлина и Парижа. Отказать товарищам будет сложно — это уже они сами станут "гомофобами". Есть правда маленькое "но" в проекте. Город с "особым статусом" лучше всего строить на территории с "особым статусом". Где? Ну например, километрах в 30-и на юго-восток от Донецка.

Гуманитарные программы стран ЕС. Тут вообще просто рай для воображения. Гуманизм проявляется в отношении ко всему. В том числе братьям нашим меньшим. Вот и можно будет строить приюты для кошек и собак поближе к серой зоне. Так, чтобы с "той стороны" видно было. Естественно, на самом современном уровне. И с грумминг салоном, ванными и чем угодно ещё.

Вполне в духе европейской политики. Ведь нужно решать все вопросы. А то, что приют построили быстро — так на что дали деньги, то и возвели. А у самой Украины на такое расточительство денег нет.


Проблема — ресурс

Такой троллинг задаёт тон дискуссии. Европейские партнёры вынуждены будут "играть" на непривычном для них поле. Объяснять почему некоторые европейские практики пока не применимы в зоне конфликта. А если они это признают по части пунктов — Киев может поставить вопрос по другому: "а вы уверены что практики, предлагаемые вами применимы?". И, естественно, предложить своё.

Позиция России тоже незавидна. Не реагировать на подобную активность для Кремля равносильно признанию слабости. Реагировать — идти на конфронтацию. Или в военной сфере или на информационном поле. А это тот же самый любимый европейскими политиками "прогресс". Только наоборот. И вновь Киев получает возможность внести свои вопросы, отстоять свою точку зрения. Мелочь, а приятно.

И, наконец, последнее. Возможно, самое циничное. Конфликт на Донбассе перешёл в затяжную фазу. Против этого в принципе не возражают ни европейцы ни русские. Для одних главное чтобы "много не стреляли". Для других надежда на дестабилизацию в Украине. Но если есть явление можно кричать "проблема". А можно подумать как заработать. То есть цинично зарабатывать. Не для групп, а на уровне государства. То есть превратить "сепаров", "гостей с востока" в ресурс. Где издержки у РФ, прибыль у Украины. Формально — реализация Минска-2. Реально — проблема для Кремля. И в определённый момент может так случиться, что уже Россия поднимет вопрос о "просто возвращении" Донбасса. И тут Киев может с приятной улыбкой спросить "а что мы с этого будем иметь?".


Как-то так.

Текст опубликован на ТСН

Иллюстрация — фрагмент полотна "Joe Kipp"s Trading Post"