СНБО ввел санкции в отношении «контрабандистов». Президент Зеленский обратился к народу. Одним словом, можно подумать о рождении «твёрдой руки» и действенных мерах высшего руководства. И, естественно, о том, сколько политических баллов добавит себе президент страны. Выглядит прекрасно. Пока не начнёшь разбираться. Попробую поделиться несколькими своими впечатлениями.
1. Список глянул. Большинство из этого списка так или иначе фигурировало в связи с нарушением таможенного оформления товаров при экспорте и импорте. По части историй можно писать романы как «завезти товар, потерять его для таможни, а потом нечаянно найти»
НО есть реальная проблема с наказанием за подобные деяния. Решений судов, которые бы окончательно установили факт нарушения таможенных правил крайне мало. Кроме того, часть статей не работает от слова совсем — количество решений в пользу государства меньше количества успешных апелляций. То есть владельцы бизнесов успешно обжалуют даже ранее наложенные наказания.
И тут первая закавыка. Если мы говорим, что Украина — правовое государство, то точку должен ставить суд. Если таковой нет, то имеем системную проблему по цепочке фиксация-оформление-следствие-слушание в суде. На каждом из её этапов возможны проколы.
• Фиксация — коррупция+ техническое состояние таможни.
• Оформление — кадры + коррупция.
• Следствие — отдельная тема. Расследованием нарушений таможенного оформления товаров занимается куча структур для которых таможня – «непрофильная деятельность» ДБР, СБУ, НАБУ. При некоторых условиях, даже МВД. Не говоря о вновь создаваемых органов. Вместо чёткой системы имеем перекрытие сфер подследственности, что только мешает делу. Как говорится в старой пословице «Де сто доглядачок, там дитина крива».
• Суд – отдельная тема, о которой писали уже много.
Исходя из этого введённые санкции можно воспринимать как временную меру – заплатку на неработающей системе. Но эта мера может быть обжалована в тех же судах, а после в том же ЕСПЧ. Ведь, согласно украинского законодательства, точку в деле обвинения гражданина ставит суд и только суд. Никто иной не имеет на то права. Поэтому иски, жалобы, а потом и претензии с требованием возместить и моральный вред и упущенную выгоду не просто вероятны, а почти гарантированы.
Государство может пойти на такой риск, если полученное время использует для улучшения ситуации, на запуск нормальной системы. Если нет – решение выйдет стране «в минус» — и потоки возобновятся (через другие компании, других посредников) и перечисленной десятке придётся заплатить круглую сумму.
Ещё раз повторю – если за это время (а это год -полтора) будет создана эффективная система противодействия нарушениям правил таможенного оформления, то даже финансовые потери в результате возможных решений судов окупятся. Если нет – готовим кошельки – компенсация идёт из налогов граждан.
Поэтому президент сказал «А», должен говорить и «Б». Иначе так и застынет с широко раскрытым ртом.
2. Меры и словосочетание «криминализация контрабанды». Для СМИ термин подходит. Но если использовать тезис «у нас контрабанда не есть криминальным деянием» — то это будет большой ложью. В УК есть статья контрабанда. Она крайне не совершенна, она касается очень узкой группы товаров, но она есть. Всё что под неё не подпадает является нарушением правил таможенного оформления. Вот про ужесточение законодательства в данном направлении можно говорить.
И снова «но». Выше описана система фиксация – оформление — следствие – суд. Возможно, я слаб умом. Но объясните мне пожалуйста, как простое ужесточение мер, угроза уголовной ответственности в отношении нарушителей повлияет на указанную выше последовательность?
Второй тезис – криминализация криминализации рознь. Если вводить ответственность для водителей бусиков, перевозящих товар, для жителей приграничных территорий, то это не даст эффекта. Схема «пиджаков» — перевоз малыми партиями – занимает не более 10% от общих объёмов поступающих с нарушением таможенного оформления товаров. Но в ней задействовано 90% людей, так или иначе связанных с тем, что СМИ называют широким понятием «контрабанда». Кроме того, как показывает практика, в приграничных регионах катастрофическая ситуация на рынке труда. И просто гоняясь за пиджаками государство будет лишать людей источника дохода.
Суть – если говоришь о наказании, стоит подумать о компенсирующих механизмах. Ответить на простой вопрос «куда уходить человеку с незаконной торговли?» В конце концов, можно пойти путём пряника – создавать условия когда часть таких торговцев войдёт в легальные рамки. Например, группа ФОП с бОльшей ставкой налога и правом завозить определённые категории товаров для розничной (!) продажи. Государство получит свои деньги. Но не в виде пошлин на границе, а в виде налогов после продажи таких товаров. Люди перейдут в легальное поле деятельности. Но это тоже вопрос системной работы, на которую есть не так много времени. Президент умел запускать турборежим. Данная сфера как раз требует скорости. Но и ума, анализа, расчётов.
3. Возможно, самое важное. Контрабанда и нарушение правил таможенного оформления – это бизнес. Это получение прибыли, это затраты. Если прибыль велика, затраты малы – бизнес будет всегда.
Бороться с бизнесом политическими методами – сомнительный алгоритм действий. А ведь можно пытаться противодействовать экономическими методами. Увеличивать издержки от вывоза/ввоза товаров с нарушениями. В том числе и ответственностью. Например, есть фура с товаром, который не растаможен либо растаможен с нарушением. Товар может быть арестован. А автомобиль? Даже временный арест на «средство производства» существенно увеличивает издержки. И рано или поздно, импортёр/экспортёр задумается «а не проще ли возить по-белому».
4. И, наконец, информация. Наиболее распространённое нарушение – попытка провести таможенную очистку по подложным документам. Например, груз элитной одежды, а по документам, в лучшем случае noname трикотаж. Из Украины по документам выезжают дрова, в соседние страны заезжают пиломатериалы. И таких примеров можно приводить сотни.
Казалось бы – мы говорим про Евроинтеграцию. А ведь можно попытаться, хотя бы со странами-соседями наладить обмен первичной документацией – декларациями, которые подают участники ВЭД. Логично что если товар выехал, например из Румынии в Украину, он же (с тем же названием, ценой) должен въехать. Есть обмен документами – нет половины «схем».
Или «пиджаки». В странах ЕС есть компенсация НДС по чеку от определённой суммы. Чек именной. Получи доступ к базе (либо раз в год базу) – можно не гоняться за пиджаками. А просто прислать письмо счастья реальному владельцу товара из налоговых органов – заплати налог и спи спокойно. Дешевле, чем плодить десятки новых следственных и контролирующих органов. Цена вопроса – около 1 млрд евро только по линии Польша-Украина. Варшава и другие столицы не хотят идти на контакт. Логично, на их стороне нарушений нет, товар вывозится легально. Но вот тут и есть место украинским политикам, в том числе политикам высшего звена. Решение вопроса – реальная польза стране, которая измеряется суммой в долларах или евро. Большой суммой.
Вывод:
Решение президента Зеленского резкое. Политическое. Такой себе психологический удар по нарушителям таможенного законодательства. Но оно позволяет выиграть время. Немного – до года, максимум полутора. За этот период можно начать создавать работающую систему. Продуманную, с проработанными стимулами и репрессивными мерами, затрагивающую несколько сфер, начиная от формулировок в законах до развития регионов и завершения судебной реформы.
Если это будет сделано, то сегодняшнее рисковое решение СНБО стоило того. Если нет – государство заплатит большую цену. А «контрабанда» будет процветать.
Время есть. Подумать и сделать.
PS: кому интересна тема — мои доклады в Ukrainian Institute for the Future по контрабанде:
1. «Контрабанда» больших объёмов
https://uifuture.org/reports/dopovid-kontrabanda/
2. Контрабанда: сигареты
https://uifuture.org/reports/kontrabanda-sigareti/
3. Контрабанда и приграничные территории