Август заставил говорить о реформе МВД и её эффективности. Вначале было убийство полицейскими человека в Кривом Озере (Николаевская область). И попытка «скрыть» сей факт за стандартными фразами о вынужденности применения силы и плохом здоровье покойного. Украина забурлила. Вспомнили переаттестацию, которая в ряде мест превратилась в простую замену слова милиция словом полиция.

Прошла неделя. И вновь Николаевская область. Точнее областной центр. Обратная ситуация: группа новых полицейских по большому счёту ничего не может сделать с разбушевавшимися мажорами.

В одном случае чрезмерное применение силы (если не издевательства). В другом — страх применить разрешённые законом силовые методы воздействия. И то и то плохо.

Вновь оживилось обсуждение. Но если в первом случае говорили о старых кадрах и старых привычках «ментов». Во втором о беспомощности «копов». Вначале критиковали реформаторов в МВД за то, что не провели полную замену кадров. А потом за то, что в службе, созданной из новых кадров «не умеют работать».

Вот на этом давайте попробуем разобраться вместе. Как любили говорить большевики, разобраться кто виноват и что делать.

Первое и самое распространённое — виновна власть. Правильно и логично. Ответственность за решения и действия никто не отменял. Как и необходимость учиться на ошибках. Отказываться от неудачных подходов в пользу эффективных. Но только ли она?

А судьи кто? Или про специфику отбора.

Реформу МВД критикуют со всех сторон. Одни говорят — аттестация уничтожает коллективы, вымывает профессионалов из ведомства. Другие — надо менять всех и чем быстрее тем лучше.

Что же, Николаев — чудесный пример. С одной стороны имеем «коллектив». Одни представители которого измывались над человеком. Другие пытались скрыть преступление.

А с другой стороны имеем превосходный пример работы аттестационной комиссии. Которая в своё время создавалась на паритетной основе. Половина — работники МВД. Вторая половина — представители НПО, которые, если судить по их заявлениям, боролись против незаконных действий милиции.

50% «общественников» уж точно могли заблокировать перевод в новую службу некоторых личностей. Вместо этого, одна из «активисток» погорела на банальном вымогательстве. 300 долларов за аттестацию. Немного. Словили за руку одну. Как работали остальные много писать не буду. Сам факт убийства говорит о многом. Как и то, что четверо членов «дорожного контроля» участвовали в превращении 90% сотрудников ГАИ в новых полицейских. Странно, ведь организация так много и часто говорила о беспределе «продавцов полосатых палочек». На поверку оказалось, что реальное отношение совсем другое. Тут впору говорить о проявлениях единомыслия и разделения ценностей. По крайней мере в процессе аттестации.

А теперь перейдём к другой проблеме — замене старых кадров на новые. Мол старую милицию нужно разогнать и набрать новых людей. Возникает вопрос: господа, а отбирать кто будет? Опыт Николаевской области перед глазами. Поэтому говоря о коррумпированности старой прогнившей милицейской системы стоит упоминать и об общественниках. Высокие идеалы — это прекрасно. Но желание получить выгоду тут и сейчас у некоторых активистов берёт вверх. А это уже бомба замедленного действия под любыми реформами и планами. Про борьбу с коррупцией говорить любят многие. Но когда возникает необходимость, многие не против «решить вопрос». Или «отблагодарить», «попросить о благодарности».

Таким образом, прежде чем говорить об отборе стоит подумать кто будет отбирать. Да, пока что можно говорить о наличии некоторого количества людей. Тех, которые отбирали патрульных. Но их силы не безграничны. Людям хочется получить «новую полицию» уже сегодня. На собеседование приходит несколько тысяч человек. И вот как совместить анализ (ведь все хотят анализ «до седьмого колена») анкет кандидатов и желание получить результат прямо сейчас. Время — вот главный ресурс. А его мало.

Безоговорочно верить «общественным активистам» тоже как-то не получается. Тут и упомянутый пример отбора в Николаеве. А так же история с электронным декларированием. Которая закончилась поручением президента госспецсвязи доделать программу, об идеальном функционале которой общественные борцы с коррупцией так много говорили.

Проверять активистов — это дело того же МВД. То есть в том числе старых кадров. Получаем замкнутый круг в условиях цейтнота.


Плохая подготовка новичков и проблемы замены кадров.

Возможно, огорчу тех, кто ратует за сохранение старых коллективов. У британцев есть такая поговорка «кто хочет отрастить бороду две недели будет казаться небритым». То есть ничего не получается сразу, по щелчку пальца. Отбор новых людей и их подготовка — дело долгое. Получение «новичками» практического опыта — ещё дольше.

Пока что можно говорить о том, что новые копы в чём-то «зелены». Практики реакции на различные ситуации не хватает. Теоретические курсы всего, увы, охватить не могут. Равно как и подготовить на 100% к работе. Не только в полиции — в любой профессии.

Получаем весьма неприятную ситуацию. С одной стороны новые патрульные ошибаются. Это влечёт недовольство. С другой стороны некоторые их старых милиционеров, ставших после переаттестации патрульными, работают по привычной схеме. В результате и того и того имеем низкую эффективность.

То же самое будет при замене кадров в других подразделениях. Начиная от сервисных служб и заканчивая следствием. Увы, по-другому не получается. Почему-то в футболе понимаем, что резкое омоложение (обновление) команды может повлиять на результат. Особенно, если не покупали звёзд из-за границы, а набрали пацанов из молодёжки. Болельщики готовы ждать и надеяться на мастерство тренера. А полиции результат хотим сразу. Не бывает такого. Точнее бывает, если найти деньги, поменять закон и выписать 100 тысяч копов из-за бугра. Но денег нет, закон о службе иностранцев в полиции принят не будет. Да и очередей из желающих так подзаработать перед посольствами страны не видно.

На этом вернёмся к вопросу применения силы. Одни применили её «просто так». Другие побоялись применить в достаточной мере. Решать данную проблему должно руководство ведомства. Если пользоваться аналогией с футболом — важно, что сделает тренер.

И нужно многое:

И, наконец, главная задача — продолжать обновление кадров. Снова проблема.


Что делать или мысли дилетанта

Итак, имеем реформу МВД, которая идёт своим темпом. Требовать изменений концепции в целом, на мой взгляд бессмысленно. Менять концепцию = принимать новый закон. Кто это будет делать и в какие сроки. Давайте будем реалистами. Сказать «геть» просто. А потом 3 месяца консультации по персоне министра. Полгода займёт подготовка законодательной базы (на уровне законопроектов). Три месяца — голосование в Раде.... Ещё забыл — минимум десяток ток-шоу: политикам же надо попиариться. А общественникам рассказать про свою непримиримую позицию. Итого год. Просто разговоров. Это реальность современной Украины.

Вот на этом стоит перейти к вопросу что можно сделать за этот год. Понимаю, что давать рецепты — дело неблагодарное. Посему назову следующие абзацы «мыслями дилетанта».

Роль руководства МВД в данных процессах переоценить трудно. Ключевым в данном случае является способность отвечать за свои решения. Демонстрировать готовность брать ответственность на себя. Требовать того-же от подчинённых. Это хорошая практика. Она работает во всех случаях:

Второй аспект проблемы — обновление кадров. Процесс долгий и бесконечный. И после аттестации/отбора не все люди в погонах идеальны. Не все готовы к практической работе. Вот на этом руководству ведомства стоит подумать о психологической службе. Действенной. Это может быть частью медосмотра (обязательного для полицейских). Это может быть какая-либо другая программа. Через которую пропускаются все сотрудники, которые по своим обязанностям контачат с гражданами. Таким образом есть вероятность выявить лиц, способных на повторение истории Кривого Озера.

А с другой стороны те же психологи могут помочь с выработкой мер, способных развить у полицейских уверенность в себе. Не бояться принимать решения, отвечать за свои действия.

Третий — отбор. Про формирование аттестационных комиссий написано чуть выше. Но и из этого замкнутого круга есть выход. По крайней мере частичный. В этом году у некоторых их полицейских «первого призыва» заканчивается контракт. Это люди, пришедшие с улицы и получившие опыт практической работы. В том числе люди, которые знают, что «сдать коллегу-взяточника» -- это хороший поступок. И уж никак не повод для порицания.

Часть копов, возможно, захочет продолжать службу. Часть решит уйти в гражданскую жизнь. Вот вам и кадровый резерв для комиссий. Люди работали в системе. Знают её изнутри. При этом люди работали по-новому. Кстати, в массе своей, эти люди хорошо образованны. Надеюсь, не забыли статистику первых полицейских групп. Большинство имеют за плечами Вузы. Многие — успешную «гражданскую жизнь».

Это люди, которые могут ускорить процесс аттестации и отбора. А так же сами стать новыми лицами в других службах. Многие вспоминают легендарных следователей. Мол начинали они с патрульно-постовой службы. Так почему новы полицейские не могут пойти тем же путём?

Но это всё возможное будущее. А пока что реформа полиции в одной из критических точек (таковых будет ещё много). Что будет дальше зависит от самих реформаторов.

Что касается оценок происходящего — чуда не будет. Завтра идеальное министерство не возникнет. А значит критиковать можно и нужно. Именно критиковать и именно действия. Кричать огулом «зрада» легко. Ответить на вопрос «а что дальше» трудно. Как-то так.

Текст с небольшими сокращениями был опубликован на ТСН


___________________________

Понравился текст? Или считаете его заказным?

Можете считать себя его заказчиком, если поблагодарите автора. Словом, репостом либо умеренной суммой.

Полученные деньги идут мне на пиво а так же:

1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины (информация о них в моей ленте ниже давалась не раз)

2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904