Вновь поднялся спор об олигархах. Дескать нужны они или нет. Насколько олигархическая система может быть эффективной. Задаёт тон группа «Прогрессивный капитализм». И обращается к другим умным людям. Чьи ответы и мысли надеюсь, увижу, почитаю и обдумаю в ближайшие дни.

А пока решил принять участие в дискуссии. Но не на уровне теории — есть более квалифицированные и компетентные люди. Я всего лишь сопоставил определённые данные и историческими вехами в развитии. Взял уже упоминавшийся инструментарий – атлас сложности экономики, который был создан группой исследователей Гарвардского университета.

Суть подхода проста: анализируется товарная номенклатура экспорта и импорта по каждому из государств. А потом выводится цифровое значение «индекса сложности экономики» (Economic Complexity Indicator, (ECI)) – то, насколько производство товаров наукоёмко и насколько оно совмещает технологии из различных областей. Кому интересно подробней — вновь даю ссылку на страницу с формулами.

Суть данного инструментария проста. Если государство производит и продаёт наукоёмкую продукцию, то оно имеет перспективы роста. Владение несколькими смежными технологиями открывает возможности освоения пока недоступных. То есть страна развивается.

И наоборот — чем меньше сложность экономики сегодня, тем меньшие шансы у государства выйти в «элитный клуб». Сырьевые экономики могут быть прибыльными. Даже очень прибыльными. Но недолго — пока спрос на сырьё велик. Сегодня мы стоим на пороге глобальных изменений структуры мировой экономики. Что, в принципе, уже заметно. И в РФ и в Украине и в других странах — спрос и цены на основные виды сырья падают. А спрос и цены на «результаты мыслительной деятельности», сложные продукты растёт. Будущее за таким красивым словом как экономика знаний.

Соответственно, если хочешь быть успешным, хочешь чтобы твои дети были успешными — учись думать сам и учи думать их. При чём здесь украинские олигархи? Давайте подумаем вместе.


История усложнений

Для простоты и наглядности я свёл в одну таблицу коэффициенты сложности экономики Украины и экономик стран-соседей. Данные брал с 1996 года. Это год перед началом кризиса 1997-98 годов. Следующая засечка — пост кризисный 2001-й. Далее снова 2006 — перед началом весёлых 2007-09 годов. И вновь пост кризисный период. И, естественно, 2013. Ну куда же без него.

Вначале посмотрим таблицу.

Экономические индикаторы

Как видно из приведённых данных сложность экономики Украины упала в результате кризиса конца 90-х. Но потом был скачок «вверх». За 2 года на 15 пунктов. Внушительно. Особенно, если учесть, что «лидер» среди приведённых государств, Словакия, добавила за этот же период чуть более 7-и (в таблице округления до 2-го знака после запятой). А сам рост сложности в 0,15 за 2 года — рекорд. Который поставили Украина и Венгрия.

Но дальше произошло странное и необъяснимое. Дав хороший старт, экономика Венгрии пошла дальше по пути усложнения и развития. Экономика Украины «повисела» на относительно неплохом уровне и потом постепенно поползла вниз. В сторону примитивизации. Что по большому счёту сегодня и наблюдаем. Достаточно взглянуть на структуру украинского экспорта. Причём, если судить из данных за 2015 год, то чем дальше – тем страшнее. Зерно, металл, древесина. Не обработанные. То бизнес прост «закопал-выкопал-продал». Это проблема. Большая проблема. И если ничего не делать, а радоваться «успехам сельского хозяйства», верить, что аграрии — локомотив экономики… хм. Через 10 можно и в очередях за хлебом постоять.

Но это так, лирическое отступления. Уровень сложности Украинской экономики всё ещё высок. И потенциал роста внушителен. То есть при желании и правильном подходе страна может достаточно быстро перейти в клуб наиболее развитых государств. Тем более, что Украина обладает технологиями и производит товары с высокой ступенью естественного конкурентного преимущества.

В таком случае возникает вопрос: а почему не развивается?


Олигархи и крупный бизнес

Действительно странно. В стране развит крупный бизнес. Который обладает ресурсами для развития. То есть может инвестировать в разработки, новые производства даже без участия государства. Кроме того, если судить по темпам роста украинских ФПГ (за 2001 — 2013 гг.) вроде как и менеджмент не самый худший.

Реальность несколько иная. И ключ к пониманию лежит в 2001 году. Помните «Украина без Кучмы» и изменение системы взаимоотношений в тот период. К концу 2001 года как раз сложилась и оформилась система олигархического консенсуса. Украинский крупный бизнес получил рычаги влияния и активы в политике и медиа. Более того, решения на уровне государства стали приниматься в результате «договорняков» между различными ФПГ.

И вот с этого момента начинается падение сложности украинской экономики. При чём тут олигархи?

Их роль как раз основная. Пусть и не заметная. Ключ в различиях между просто крупным бизнесом и олигархической моделью. Первый может заниматься лоббизмом, может пытаться влиять на политику. Но планирует развитие, инвестирует в разработки вне зависимости от политических решений. То есть присутствуют краткосрочные планы развития — 3-5 лет, среднесрочные — до 10 и долгосрочные. Пример? Те же Рокфеллеры, которые «сбросили» все свои нефтяные активы 4-5 лет назад. В момент, когда вроде как «ничего не предвещало беды» и Brent торговался по 130 за баррель.

Олигархическая модель несколько иная. Ты садишься на бюджетные потоки. И имеешь прибыль независимо от ситуации на рынке. Государство если что — подвинется в своих интересах. Соответственно политическая власть становится твоим ключевым ресурсом. И тебе уже не надо рисковать с разработками, научными изысканиями, новыми технологиями. Необходимо всего лишь обеспечить устойчивое влияние на политиков. Именно после 2001 года начался бурный рост политических партий в стране. В партиях завелись деньги. А партийные лидеры, большие патриоты почему-то за советом начали обращаться к «известным украинцам», а не избирателям.

В результате украинские олигархи сузили горизонт планирования до 3-5 лет — каденция очередного выборного органа. Больше им и не надо. Нет планирования — нет разработок. Нет разработок — нет технологий. Всё просто и логично. Ты имеешь деньги. И если бизнес в Украине перестанет приносить прибыль — купишь новый бизнес. Перестанет приносить прибыль государство Украина … ну тут примерно тот же подход. Заметьте, по большому счёту те же самые богатые украинцы пока не были олигархами обеспечили рост сложности экономики. Но изменились условия и люди решили больше не рисковать.

При этом суммарная сложность мировой экономики растёт. То есть даже для обеспечения стабильного показателя ECI нужно очень постараться. Необходимо усложнять производственный цикл, искать технологии. Грубо говоря, необходимо бежать, чтобы остаться на месте. Украина шла вразвалочку. Что и заметно по изменению коэффициента.

Теперь снова посмотрите на график. Я специально отметил ещё несколько стран. Которые прошли аналогичную точку выбора. Российская Федерация в 2002. Помните сворачивание реформ позднего Ельцина и раннего Путина. Которые были направлены на размытие создавшейся на тот момент олигархической системы. Но вначале победили олигархи. А потом Путин победил «неправильных олигархов». Оставив систему нетронутой. И экономика РФ покатилась в сторону примитивизма. При этом точкой невозврата можно назвать 2011-12 годы. То есть сегодня в России просто не осталось внутренних ресурсов для овладения новыми технологиями. Их придётся покупать. Дорого покупать.

А теперь обратите внимание на Румынию. Олигархическая система там была создана несколько ранее. Но смена правительства и законодательные инициативы Эмиля Константинеску не позволили создать то, что позднее возникло на берегах Днепра. Богатые люди из Румынии не уехали. Более того, «неправильно приобретённая собственность» не была национализирована. Просто крупные предприниматели приняли предложенный государством формат отношений. И начали зарабатывать деньги. А если их невозможно заработать на «откатах из бюджета» — начали развивать бизнесы. И развивать экономику в том числе.


Что делать Украине

Сегодня Украина в действительно уникальной ситуации. Большинство ФПГ серьёзно ослаблены. С одной стороны этому поспособствовал кризис на сырьевых рынках. С другой в некоторых областях уменьшилась возможность подоить государство. Она не исчезла — группы влияния, «выходы на правительство» остались. Но объёмы сократились. И это, кстати, заслуга немногочисленных настоящих реформаторов. Результат — проблемы у олигархов и предпосылки к разрушению их бизнес-империй.

А вот сейчас скажу фразу, которая покоробит любителей «забрать и разделить». Уничтожать и добивать всех олигархов не стоит. Более того, это вредно.

Если идти путём «раскулачить», то скатываемся в ещё большую яму. Ведь даже миллиард активов, это не миллиард долларов. Это оценочная стоимость «заводов, фабрик, пароходов». Ну заберёте их. Бывшие владельцы подадут в суд. И заблокируют экспортные операции. Теряются рынки. А на «национализированных заводах» работают тысячи украинцев. Которые без рынков сбыта продукции оказываются перед фактом безработицы и пустых кошельков. Миллиардов долларов от «потрошения олигархов» в этой схеме нет.

Банальный пример. Я его уже приводил с год назад. Представьте. У вас на даче сосед «спёр» кусок трубы. Построил водонапорную башню и по «вашей» трубе подаётся вода. Вам и соседям. Вы за это платите. Но решаете: «Не справедливо! Почему я должен платить за использование моей трубы… и вообще, труба самому нужна». Сказано — сделано. Выламываете свою трубу и довольный идёте домой. Но вот беда. Дома воды нет. Сколько ни плати — она не потечёт. Вы без воды, с бесполезным куском железа и злыми соседями (они тоже без воды). Вот это примерная параллель с «забрать и поделить».

Крупный бизнес может стать ресурсом развития страны. Вопрос лишь в том, чтобы крупный бизнес перестал паразитировать на государстве. Если говорить аббревиатурами, то можно предложить и даже поспособствовать превращению украинских ФПГ в ТНК.

Для этого необходимо решить три основные задачи:

  1. Убрать с повестки вопросы, касающиеся «легальности» получения первых активов.
  2. Выработать и предложить новые правила игры. Причём не по принципу «что нужно делать», а в формате «куда лезть не стоит»
  3. Самое главное — вернуть государству Украина роль центра силы.

Вариантов как это сделать множество. Это и британский опыт, и польский, и, в конце концов, румынский. Суть в другом:

Согласятся ли на такую роль олигархи. Естественно, если общество слабо и не может настоять — нет. Более того, они пока работают над возвращением старых схем. Мобилизуют карманных и прикормленных политиков, активизируют раскачку общества через принадлежащие им СМИ.

Однако, именно эти люди в своё время участвовали в рекордном рывке по уровню сложности экономики. Да, потом отказались от такой работы — общество само позволило пойти путём попроще. Но если общество достаточно сильно, часть из них вполне может попытаться «тряхнуть стариной». А это уже выгодно всем. Будут и «категорически несогласные». Но что с ними делать — уже другой вопрос. И явно не церемониться.

И вот тогда цифры будут радовать глаз. Да и не только цифры. Украинцы могут удивлять. Главное захотеть. И тогда всё будет Украина.

__________________

Текст понравился?

Не откажусь от «спасибо». Модно словом, репостом. А можно и умеренной суммой денег. Ведь текст — это продукт.

Часть денег оставляю себе на пиво. Остальное:

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Желающие поблагодарить из-за рубежа — пишите в личку