Пётр Порошенко. Олигарх. Президент. 10 лет назад про него было не так много негативной информации. Два года назад украинцы отдали ему голоса на выборах. А уже сегодня многие поносят Петра Порошенко последними словами. Имеем факт: человек, имевший неплохую репутацию, теряет её с колоссальной скоростью. Давайте отложим в сторону ярлыки «зрадник» и «порохобот». И подумаем вместе «почему».


Президент и партия

Имеем Петра Порошенко. Человека, который сделал себе бизнес и имя не на привычном для украинских олигархов «ресурсном поле». Более того, если покопаться, можно найти множество упоминаний о Порошенко-благотворители. Если взглянуть на Винницу, город-вотчину сегодняшнего президента, тоже найдём позитив. В том числе в работе местной власти. Некоторые бюрократические процедуры, о снятии которых спорят сегодня в Киеве, в Виннице были демонтированы на рубеже 2004-2005 годов. Ну и наконец человек, который впервые за последние годы попытался взять на себя ответственность за события в стране. Тоже достойно уважения. Хотя бы заявления. О практической реализации поговорим позже — пока «хвалим».

Но один в поле не воин. Политику реализуют группы. Вот тут вспоминаем блок «Петра Порошенко». Партию. Которая вроде как говорит о партийных планах и программах. Однако само название и присутствие в нём имени персоны говорит об обратном. Извините, но если это «Блок Петра Порошенко», то его члены по идее должны выполнять волю, следовать мысли и предугадывать желания этого самого гражданина Порошенко. Но может так и надо? Тем более, что не одна «именная партия» существует. Да и Порошенко вроде как о реформах говорил.

В Украине популярно создание партий «имени кого-то». Это работает. Но это не значит, что такая практика хороша. Имеем всего лишь подтверждение незрелости общества. Люди рисуют себе кумира (апостола, пророка, Бога) и готовы чепчики в воздух подбрасывать, услышав знакомое имя. Подобный формат идеален для партий популистов. Когда тот самый лидер регулярно устраивает шоу. Плюётся пеной на оппонентов, вещает о счастье народном и кричит о защите «обычного человека». Что находит отклик в сердцах пипла. Лидер и его близкие могут делать что хотят. Пир во время чумы, дорогие рестораны в момент расстрела людей в столице, постановочные шоу, сомнительные бизнес-проекты. Да что я буду перечислять — поднимите подшивку прессы за последние 10 лет. В любой другой стране за такое бы человек вылетел из политики в момент. Это как минимум. В Украине народ добрый и доверчивый. Пришлёт такой лидер открыточку, пригласит за 100 гривен «постоять», руку пожмём, слезу пустит, садовым инструментом взмахнёт и всё... Бабушки Черновецкого, «жіночки» Тимошенко, «пересічні» Ляшко и много-много других категорий готовы рвать оппонентов как Тузик грелку.

Странно, ведь жизнь самих бабушек, женщин, тружеников от этого не улучшается. По идее думалка могла бы включиться. Но весь фокус в том, что героям-защитникам всегда кто-то мешает. «Вони», «Скотиняки», и другие мифические существа. То есть имеем красивое шоу с прекрасными обещаниями и процесс обвинения остальных сил во всех смертных. Пипл хавает. Пиплу нравится. Идеальный формат. Ничего делать не надо, а тебя любят.

Политические консультанты, естественно, идут по пути наименьшего сопротивления. Зачем выдумывать что-то новое, если есть работающая схема. Которая, кстати, позволяет неплохо заработать. Клиент платит за креатив, а вы достаёте «консервы», меняете имя лидера, чутка дорабатываете цветовую схему и вперёд за победой.


Ключевая ошибка президента

Не удивительно, что тот же самый формат предложили и Петру Порошенко. И тот согласился. Не знаю почему, но согласился. Связывать успешный и позитивный по сути своей бизнес с собственным именем боялся. Рассказывать о действительно больших объёмах благотворительности не хочет. Не «светит» имя. Связывать изменения в Виннице (а в городе ещё в 2004-м году очень интересные и позитивные процессы шли) с собой тоже не спешит. И вдруг соглашается повесить бренд «Пётр Порошенко» на достаточно сомнительный проект. Не могу представить какие танцы народов севера танцевали перед ним технологи, но инстинкт самосохранения президента подвёл. И всё что проходило дальше в значительной мере лишь следствия этой ключевой ошибки.

Итак, именной блок — это не сообщество, объединённое ценностями или целями. Это группа «преданных сподвижников». Для которых лидер — «наше всё». Когда лидер в оппозиции такой формат идеален. С одной стороны есть мощная команда, объединённая вокруг сильной личности. С другой — поле для самодеятельности. Ведь всегда виновата «злочинна влада».

Но в нашем случае имеем другой формат. Блок Петра Порошенко создавался как партия власти. Создавался в спешке. Чтобы «взять» голоса на выборах. Явно подсказать подбрасывающим чепчики массам кто есть «самый самый».

Партия власти. В Украине. Это прекрасный ресурс. И потекли, побежали, поползли новые члены. В «идеологической партии» приём достаточно сложен. Ты должен продемонстрировать верность ценностям, разделение идеологических основ. В конце концов заявить, что готов проводить соответствующую политику. В «партии имени...» всё проще. На вопрос «кого любишь» нужно дать правильный ответ. И всё — джек-пот.

БПП рос и растёт достаточно быстро. В значительной мере за счёт таких самых людей. Которые приходят «поддержать президента». Заметьте, часто упоминается именно «президента», а пе «Порошенко». То есть перестанет Порошенко быть президентом — перестанут поддерживать. Да и сейчас данная поддержка зачастую проявляется лишь на словах. В реальности мотивация многих иная. Просто «воспользоваться ресурсом» Каким? Их два:

Цели использования могут быть любыми. Начиная от простого удовлетворения амбиций до постройки своей маленькой бизнес-империи. Что касается идеологии — так сказать можно всё что угодно:

В результате имеем партию, которая состоит из множества групп. С зачастую противоположными целями и задачами. Ведь объединялись не для этого, а ради того, чтобы быть «поближе к телу» и отпилить себе «часть авторитета лидера».

Президент ожидал получить на выходе команду с которой можно делать реформы. На выходе он получил переплетения множества групп, которые можно разделить на:


Как убивается доброе имя

Такой коктейль, естественно, чудит часто, много и искромётно. Президент говорит одно, в результате получается немножко по другому. В оппозиционной партии такие пируэты были бы незаметны. Но тут, увы, партия власти, партия имени Порошенко, партия, которая заявила, что берёт ответственность за страну и её реформирование.

Вот и получаем:

В обычной идеологической партии такой цирк называют кризисом. Но партии выходят из ситуации путём чистки рядов. Берут часть вины на себя. Но лишь часть — мол не рассмотрели что за человек. Остальное — вешается на исключенного деятеля.

В нашем случае партия имени. То есть общество воспринимает, что все члены БПП говорят, действуют и думают так, как того хочет президент. Как результат — вина в любом случае на президенте.

Но самое неприятное, в данной схеме провести чистку рядов невозможно. Исключаешь кого-то из партии? Снова виноват Порошенко — он слабый лидер и политик — не разбирается в людях. Если же уходит кто-то сам, то ситуация ещё хуже. В Украинских традициях выход из партии или фракции сопровождается ушатами грязи. Поливать грязью идеологию не особо получится. Но в данном случае, повторю, идеологии нет — есть «ближе к телу». Соответственно поливается грязью это самое «тело».

Но самое неприятное в такой схеме — это невозможность нормальной работы партии как партии. Внутрипартийная дискуссия воспринимается тоже как слабость Порошенко-политика. И Порошенко-организатора.

Это в обычных партийных структурах может быть плюрализм, обмен мнениями, жёсткие дискуссии. Но тут вроде же как объединились вокруг личности, его мнения и видения. В «партии имени...» таковая не предусмотрена форматом. Начало начало дискуссии равно крику «Акела промахнулся».

Простой пример. Была заметка про СМС депутатам от БПП. С дедлайном от президента. Все обсуждали сроки, которые озвучил Луценко. А меня очень позабавил ответ одного из депутатов. Не буду расписывать — дам картинку.

Юрий Луценк Владимир Арьев переписка

Имеем. Блок Петра Порошенко — партия имени человка.

Дальше. Руководитель фракции имени Петра Порошенко сообщает членам партии имени Петра Порошенко, что хочет Пётр Порошенко. В ответ член партии Петра Порошенко завуалированно посылает и руководителя фракции и самого Петра Порошенко и намекает на то, что бизнесмен (а Пётр Порошенко — бизнесмен) не разбирается в политике.

Это прекрасно! Как говорил незабвенный Кернес, авторитет «помножили на ноль» одной фразой.

На внешних рынках, если можно так сказать ситуация аналогична. Это в ЕС и США партии имеют какую-то идеологию, историю, преемственность. Политикам развитых стран трудно представить как «партия имени….» будет защищать, например, плюрализм мнений. Ведь есть имя — есть мнение. А БПП говорит о демократии — уже противоречие (исходя из формата структуры). С преемственностью ещё хуже. Что будет, если, не дай Бог, с Петром Порошенко что-то случится? Блок имени кого? Снова проблема. И так далее по каждому признаку «политической партии» из учебника политологии.

Неудивительно, что даже внешние партнёры и союзники в таком формате перестают воспринимать президента как серьёзного партнёра. На всякий случай ищут «контакты» и «выходы» на лидеров групп. Бизнес-интересы всё же более стабильная штука, чем «партия имени…». А это очередной раз, пользуясь крылатым выражением одного политика «умножает на ноль» авторитет Порошенко.

Дальше было просто. Порошенко не дурак. И видит что его «доброе имя» распилили на кусочки ради весьма и весьма утилитарного использования. Влиять на ситуацию можно лишь грамотной кадровой работой. Кадрового резерва у президента нет.

В это время «старые кадры» и лоббисты ФПГ эффективно работают. Они консолидированы по группам. А уследить за всеми «схемами» невозможно. Особенно в регионах.

У Порошенко нет возможности в полной мере влиять даже на фракцию имени себя. В результате он пытается стабилизировать ситуацию назначениями тех, кого знает. Веря в слова о «преданности реформам» и «личной симпатии». Но вот беда, такие личности обвязаны кучей старых договоров, схем, обязательств. Да и создать новые схемы под шумок не прочь. Результат — та же прокуратура. Снова удар по имиджу. А в довесок ещё и критика как тормоза реформ.

Таким образом можно констатировать, что чтобы сейчас ни делал Порошенко — его авторитет будет страдать. В любом случае. Тем более, что «заначку» с «козлом отпущения» Яценюком он уже использовал.


Варианты действий или как спасти то, что осталось

Очевидно, что выбор у президента не так велик. Можно попытаться начать резкие реформы. Но тут всё упирается в старую систему, кадровый голод и сжавшуюся поддержку в парламенте. Можно смело говорить, что «коалиция» будет существовать лишь на бумаге. Голоса для принятия решений будут давать «другие фракции». А это договорняки, это уступки. В том числе уступки и в виде «паузы» реформ по некоторым направлениям.

Второй вариант действий — пытаться дистанцироваться. Скинуть балласт в виде партии имени себя. Да, фраза «Пётр Порошенко просит БПП не использовать его имя и заявляет, что он никак не связан с Блоком Петра Порошенко» звучит анекдотически. Но в украинских реалиях возможно и не такое. Подобный резкий шаг без сомнения повесит «всех собак» на депутатов. Но вот беда, партия власти при этом рассыпется. Ведь туда приходили и ради того, чтобы «быть поближе к телу». Тело ушло — до свидания партия. До свидания партия — до свидания коалиция. А это новые выборы.

Третий вариант уже идёт. Это создание «второй колонны». Тот же Саакашвили со своим движением может быть полезен как ближайший союзник. Его критику вполне возможно обернуть на БПП. Ведь как бы там ни было именно Порошенко пригласил «грузинский десант». В таком случае президент может или добить «именную» партию или подняться над грызнёй депутатов, имея при этом две политические силы. Но уже на сегодняшнем этапе есть две существенные проблемы. Первая — личность Саакашвили. И то, будет ли Михаэль и дальше играть роль. Вторая — работа технологов. Вновь по созданию «именной силы». Клепают ведь не какое-то там движение, а «движение/партию/организацию М. Саакашвили». Фамилия в названии (и восприятии) оставляет мало места для манёвра.

И, наконец, четвёртый вариант — ждать удобного случая. То есть функции правительства — плавно спланировать до момента, когда результаты предшественником увидят либо почувствуют украинцы. Это может быть определённая стабилизация ситуации. Это может быть яркое событие типа разрезания ленточки на переходе в первый день безвизового режима. Да что угодно — главное чтобы пипл схавал. На это провести выборы и попробовать сформировать более менее адекватную поддержку. А потом заняться и кадровой чисткой.

Все данные варианты могут комбинироваться между собой. И они касаются не Украины как государства. Они касаются того, что может сделать украинец Пётр Порошенко для прекращения торгов «его добрым именем» оптом и в розницу. Что может сделать Президент Порошенко для Украины попытаюсь написать в одном из следующих текстов.

__________________

Текст понравился?

Не откажусь от «спасибо». Модно словом, репостом. А можно и умеренной суммой денег. Ведь текст — это продукт.

Часть денег оставляю себе на пиво. Остальное:

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Желающие поблагодарить из-за рубежа — пишите в личку