Вчера практически незамеченной прошла новость о просьбе нефтетрейдеров отменить пошлины на поставки из России. Причина — в угрозе дефицита на рынке дизельного топлива в стране. На первый взгляд, всё очевидно -- есть решение, которое вызвало проблемы, необходимо принимать меры. Но, если копнуть глубже, заметим контуры более масштабных и опасных для страны процессов. Разбираемся.


Темы, поднятые в видео:

1:40 Если говорить о дизельном топливе, то есть 40% доля импорта из РФ, на которой в качестве монополиста сидит Медведчук. Как кум Путина в 2016 году стремительно ворвался на топливный рынок?

3:00 Сегодня доля Медведчука уменьшается. История неудачной попытки России шантажировать Украину нефтепродуктами. Ограничения, которые совпали с кризисом некачественной нефти в нефтепроводе «Дружба». Украина сыграла в ответ, а соседи, преодолев кризис, нарастили свои поставки. Проблема решена.

4:53 Сентябрь 2019. Трейдеры заговорили о проблеме. Те же самые трейдеры, которые ещё месяц назад имели забитые под завязку склады. Украинская железная дорога вдруг перестала справляться с объёмами перевозок, задерживая составы по месяцу и ещё месяц возвращая вагоны. Нет вагонов — на НПЗ не во что отгружать продукцию. Железнодорожники обвиняют таможню, ДФС в ответ винит УЗ. На этом фоне даже внутри страны Состав Кременчуг-Киев вместо 7 дней идёт 20-30.

7:25 Трейдеры просят Кабмин снять пошлины. У Медведчука появляется повод открывать шампанское. Рассмотрим ситуацию с кумом Путина. Для начала обозначим ситуацию: с 2016 до 2019 года кум Путина имел монополию на поставку топлива, тратил деньги на покупку телеканалов, создавал свою партию, был участником процессов по Донбассу. Курировал обмены, не давая работать «мимо него». В общем — «чрезвычайно важная и незаменимая» персона.

9:52 Лето 2019 года. Медведчук рискует потерять всё. Он прошёл в Раду, но схема с санкциями со стороны РФ не сыграла — он теряет долю рынка, нефтяной бизнес может существенно ужаться, один из телеканалов возможно потеряет лицензию. Даже и в деле с пленными «всё плохо» — несмотря на поездки в Москву и Владивосток, прогулки по российским СИЗО, его оставили за бортом процессов. А тут ещё и намекнули на то, что знают о денежных потоках и схемах. И это на фоне отмены депутатской неприкосновенности. Одним словом, неприятно.

11:02 Просьба трейдеров — возможности для Медведчука. Он не просто начнёт поставлять нефть, а ловит целую страну на нефтяную иглу. Следующий шаг — вначале нормализация ситуации, дабы показать свою роль, а потом заявления о проблемах с продолжением поставок. Проблема исчезнет после компромисса, например по NewsOne. И далее по нарастающей, пока не восстановит своё влияние.

12:30 Ещё один игрок. Игорь Коломойский. Коломойский на игле расследования в США. Поэтому быстро вернулся в Украину (по версии украинской прессы). Кременчугский НПЗ, находящийся под контролем данного олигарха, ищет нефть и посылает сигналы США, что выливается, например, в приход танкера с американской нефтью в Украину. В такой ситуации разблорировки рынка играет на руку Игорю Валерьевичу, расширяя его поле манёвра.

14:35 Но ведь проблема с топливом есть. Однако, забавная особенность — до 2017 года — момента получения Медведчуком доли рынка, поставки из Беларуси и других стран были больше. Таможня и ЖД справлялись. ПрикарпатЗападТранс не работал. То есть возили вагонами в всё было нормально даже на бОльших объёмах.

15:40 Благодаря кризису, РФ и Медведчук подталкивают власть к схемам теневого договорняка. Но договорённости с кумом Путина опасны, потому что остальные олигархи попросят уступок для себя — каждый в своей сфере. На этом можно ставить крест на идее реформирования страны. Мы возвратимся к старой системе олигархического договорняка, которая была основой существования государства и пока таковой является.

Поэтому, представителям новой власти, начиная от президента, заканчивая помощником депутата стоит повторить ставшую модной фразу «думайТЕ».