В Ливии на аэродроме, который контролирует генерал Хафтар были сожжены два украинских транспортных самолёта ИЛ-76. К несчастью, погиб командир одного из экипажей, который попытался «спасти документы из кабины пилотов». Ситуация, мягко говоря, запутанная, учитывая, что в этой североафриканской стране идёт гражданская война, войска «Вооружённых сил Ливии» штурмуют город Триполи, находящийся под контролем признанного ООН правительства национального единства.

Информация о гибели самолётов прошла практически вне зоны внимания украинских СМИ. Российские медиа, на удивление, так же обошли вниманием данный эпизод, хотя полёт транспортников на территорию страны под санкциями, с неизвестно каким грузом, давал хорошие козыри для громких политических обвинений в адрес официального Киева. Одним словом, есть вопросы «ЧТО это было?», «Как украинские самолёты там оказались?» и «Что делать Украине». Ответы на них искал с коллегой и одним из лучших специалистов по специфике политики на ближнем востоке Илием Кусой.


Темы видео:

1:45 Краткий ликбез. Откуда взялись самолёты, куда летели и где были уничтожены. Что происходит в это время в Ливии (карта военных действий).

5:50 апутанная система собственности сгоревших самолётов — множество фирм-прокладок и базовый аэродром в Объединённых Арабских Эмиратах. Русский и армянский след, стоящий за «украинской» авиакомпанией Europe Air

6:52 Что мы имеем — ситуация выглядит трагически и абсурдно. СМИ как Украины так и России не слишком распространяются об инциденте. Два военных самолёта много раз перепродавались, пока не оказались в Шардже. Откуда, с высокой долей вероятности, перевозили вооружение из ОАЭ, поддерживающих Хафтара, на территорию Ливии. Как раз в тот момент, когда Хафтар начал очередной этап наступления. Пикантность ситуации: против Ливии действует эмбарго на поставку оружия. Ещё одна особенность — Хафтара поддерживает так же Российская Федерация.

9:40 Кто мог быть реальным заказчиком рейса. Была ли это операция украинских спецслужб по поддержке той или иной стороны в Ливийской войне. Маловероятно по целому ряду причин, начиная от страны-посредника, заканчивая реакцией российских СМИ. Кремль бы пытался использовать трагедию для своих политических комбинаций. Но эта ситуация очень напоминает инцидент с затонувшим украинским судном, идущим в Мавританию. Наиболее вероятное объяснение — совместный заработок неких украинских и российских (!) групп на локальных войнах.

12:50 К Украине, с точки зрения международного права, не может быть претензий. Тем не менее, государство Украина должно и обязано разобраться в ситуации. Поскольку, с одной стороны, это удар по имиджу страны, с другой, если это действительно операция украинских и российских торговцев — это опасность в условиях украино-российской войны. Данный кейс прекрасно иллюстрирует что происходит, когда у государства нет чётко сформулированной политики. Кто-то нагревает руки на контрабанде, а угроза появляется для реализации украинских национальных интересов.

15:29 Если подойти более предметно, то Украина должна провести как минимум расследование инцидента. Государство должно вернуть монополию на насилие и на торговлю оружием. В связи с этим, может ли государство позволять себе подобные комбинации. И, если позволяет, то как проходят подобные сделки.