Телеграм-канал Незыгарь запустил информацию о возможной отставке Лукашенко в 2019 году. Подал такую вероятность как результат российской политики по транзиту власти в Беларуси. Как всегда с российскими источниками, доля правды есть, но она щедро сдобрена кучей нужных Кремлю тезисов. Досрочные выборы, скорее всего будут в Беларуси в 2019-м. НО это игра Лукашенко.

А сегодня беларуский президент осматривал образцы военной техники и сделал ряд очень интересных оговорок:

  1. Признал, что сотрудничество в области безопасности с РФ не даёт 100% гарантии и оно не на всегда
  2. Оговорился, что в Беларуси создали собственный ОТРК. Сказал «сделали ракету». Можно было бы подумать, что это о «Полонезе», но данный комплекс он называет «по имени». А создание ОТРК было в планах сотрудничества с Китайцами уже давно.
  3. Пригрозил, что в если кому то захочется «с нами повоевать — он получит ракету в окно»
  4. Заявил, что группы сил специальных операций должны быть готовы воевать на своей территории. И, что если будут такие проблемы (намекая на крымский и донецкий сценарий) — беларуские ДРГ нанесут удар «на той территории, с которой последует нападение на Беларусь»

Свёл это всё вместе в один 10-и минутный ролик.

А так же даю текст, который вчера вышел на ТСН:
______

В Кремле хотят сменить ставший для него неудобным режим в Беларуси — а Лукашенко хочет Кремль переиграть.

Известный российский Telegram-канал «Незыгарь» распространил информацию о том, что Лукашенко уйдёт в отставку в 2019 году и уже летом в Беларуси пройдут внеочередные президентские выборы. Исходя из логики предыдущих сообщений о переговорах президентов Беларуси и России, это — якобы выполнение требования Кремля по организации транзита власти. Так ли это на самом деле и стоит ли верить «Незыгарю», учитывая то, что именно этот ресурс вбросил пару месяцев назад информацию про то, что Лукашенко находится при смерти?

Смею утверждать, что доля правды в сообщении есть — в Беларуси с вероятностью 99% президентские либо парламентские выборы пройдут на год раньше. Но, как часто бывает с русскими источниками, доля правды щедро разбавлена нужными акцентами и выгодными Кремлю тезисами.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Беларусь неоднократно подвергалась критике в Украине за свою политическую позицию. Страна входит в ОДКБ и является частью такого пугающего для украинского обывателя «Союзного государства Беларуси и России».

Справедливо замечание о сильной экономической зависимости Минска от Москвы. Правда и то, что позиции РФ в информационном поле «союзника» чрезвычайно сильны. Но почитайте несколько тезисов, которые можно начать со слов «но» и «несмотря на»:

  1. Беларусь не признала независимость Южной Осетии и Абхазии, несмотря на прямые просьбы России в 2008 и 2009 годах.
  2. Минск не присоединился к торговой блокаде Молдовы и Грузии, которую пыталась организовать Москва. Более того, Беларусь стала окном «таможенной очистки» или, если хотите, «контрабандной калиткой» для поставки товаров этих стран на российский рынок.
  3. В 2014 году Беларусь заняла свою позицию по украинскому вопросу, расширяя торговое сотрудничество с Украиной, поставляя, среди прочего, товары для украинского военпрома и даже некоторые вооружения и технику. Естественно, что в вопросах критического экспорта и импорта она является «контрабандной калиткой» и для украинских товаров. Например, после закрытия российского рынка для украинской молочной и мясной продукции эти объёмы начала выкупать Республика Беларусь (при том, что там объёмы производства в разы превышают потребности внутреннего рынка). Дальше, следите за руками, на ту же сумму и примерно на те же объёмы увеличились поставки продуктов питания в РФ. В Украину, с другой стороны, шли двигатели, сплавы, узлы и детали для ремонта военной техники — то, что РФ, естественно, запретило продавать «киевской хунте». В конце концов, существующие СП по производству военной техники, которая используется ВСУ по назначению — для утилизации «руссо-туристо» на Донбассе, тоже слабо вяжется с «союзническим статусом» Беларуси.
  4. В 2015 году Минск отказался продать Москве ключевые заводы военно-промышленного комплекса, в 2016-м размещать базу ВВС. И, наконец, в 2020 году истекает срок аренды двух российских РЛС, которые расположены на территории Беларуси. Но решение вопроса о продлении срока перенесено на 2019 год. Причём без РЛС «Волга» Россия получает «дыру» в системе обнаружения запуска баллистических ракет шириной до 800 км. Без 43 узла связи ВМФ РФ рушится система обмена кодированными сигналами ЦУС ВМФ РФ и атомных подводных лодок, находящихся на боевом дежурстве.
  5. Беларусь создала совместно с КНР ракетную систему «Полонез», которая совмещает в себе характеристики РСЗО и ОТРК. Поставила на боевое дежурство в восточной части страны таким образом, что в радиус гарантированного поражения попадают военные объекты РФ в Смоленской и Брянской областях и в то же время — ни одного объекта стран НАТО. В 2018 году Беларусь продала систему Азербайджану, несмотря на активные протесты «союзника по ОДКБ» Армении и неудовольствие России.
  6. До 2013 года Россию называли основным кредитором Беларуси. Но с 2014 по 2018 год внешний долг был рефинансирован таким образом, что доля «российских» кредитов уменьшилась с 85-87% до 45% от беларуского госдолга, большая часть которого — кредит на строительство АЭС. Ради справедливости стоит отметить ещё 17% от контролированного РФ Евразийского фонда стабилизации и развития, но они уравновешены серьёзным ростом присутствия китайских кредитных денег.
  7. РФ пыталась влиять, уменьшая возможности Минска играть на переработке и использовании дешёвых углеводородов. Если в 2011-12 годах МВФ оценивал такую ценовую скидку (суммарно нефть-газ-нефтепродукты по сравнению со среднеевропейской ценой) в 20-25% ВВП, то уже к 2017-му показатель уменьшился в пять раз и достиг 5,5%. Метод не сработал — Беларусь политику не изменила.
  8. Беларусь «монетизировала» свою позицию по Украине, выйдя из-под европейских и американских санкций. Хотя, ради справедливости надо отметить, что США оценили не столько украинское направление, сколько продажу сирийской оппозиции через болгарские фирмы-прокладки противотанковых комплексов. Тех самых, из которых оппозиционеры потом жгли российские танки и даже сбили 2 вертолёта.

Даже такой перечень, когда Беларусь «солидарно голосует» с РФ в том же ООН, но в реальности проводит свою политику, раздражает Кремль

Это лишь краткий список — общий обзор заслуживает отдельного большого текста. Но даже такой перечень, когда Беларусь «солидарно голосует» с РФ в том же ООН, но в реальности проводит свою политику, раздражает Кремль. Убрать Лукашенко было бы просто, если бы не одно «но»: его не зря называли «последним диктатором Европы» — он не допускает возникновение мощных политических сил в стране. И если «прозападная оппозиция» ещё существует, то структурированных пророссийских сил нет. И в этом основное отличие от Украины 2014 года или даже 2018-го с набором Новинский-Медведчук-Рабинович-Мураев.

Единственной реальной опасностью для Лукашенко является период выборов, когда необходимо демонстрировать «демократичность процесса» и внешние игроки могут попробовать организовать (либо усилить) тот или иной политический проект.

После «Крымнаша» в Беларуси сделали выводы и провели президентские выборы раньше срока — пока Россия по уши завязла на Донбассе. Парламентские прошли по большому счёту в той же системе координат, за исключением попыток российских СМИ организовать медиа-атаку на беларуский режим.

ДИСПОЗИЦИЯ 2018

В 2018 году недовольство Москвы никуда не делось. При этом в Кремле отчётливо видят идущие у союзника процессы, которые включают:

В Кремле понимают, что окно возможностей по смене режима в Беларуси может закрыться на протяжении ближайших 5-6 лет, если не раньше. Поэтому в Минск отправили нового посла, поэтому бюджет «Россотрудничества» на Беларусь вырос в разы, поэтому в российских СМИ поддерживается уровень критики «ненадёжного союзника в лице Лукашенко». Поэтому пытается давить Путин. В беларуском оппозиционном поле также идут изменения. Сразу в двух социал-демократических партиях на ключевые посты зашли бывшие активисты КПБ — беларуских коммунистов, которые тесно работают с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. Сегодня эти люди уже «демократы». Российские медиа начинают аккуратно давать им площадки. Кстати, следом, как обезьянки, ту же политику проводят и некоторые украинские СМИ.

Россия пытается давить на Лукашенко. Например, недавно была встреча президентов России и Беларуси в Сочи. Брифинга по результатам не было — значит, не договорились. Потом было экстренное совещание беларуского правительства у Лукашенко и звонок Путина на следующий день. Вновь безрезультатно. И, наконец, планировалась личная встреча президентов на саммите глав СНГ в Душанбе, которая вообще не состоялась. То есть можно утверждать, что Путин пытается давить, Лукашенко сопротивляется.

И вот на этом фоне Беларусь в 2020 году должна была войти последовательно в президентскую и потом в парламентскую избирательные кампании. То есть РФ имела бы как минимум год для подготовки своих позиций. Плохо и невыгодно.

Поэтому ещё весной 2018 руководство беларуского ЦИК заговорило о «целесообразности разнесения электоральных кампаний по разным годам». Это возможно только в том случае, если проводятся досрочные выборы — или президента, или парламента.

Лукашенко пытается играть на опережение. Поэтому информация «Назыгаря» касательно денег на выборы в проект бюджета 2019 верна. Но это игра беларуских властей, которая началась задолго до вчерашнего сообщения российского канала.

В эту игру, кстати, входят и задержания журналистов по нашумевшему делу БЕЛТА. По беларуским меркам (помним — там авторитаризм) с ними поступили очень мягко — никто не сел. Но задерживали представителей тех СМИ, которые месяцем ранее озвучили вброс упомянутого «Незыгаря» про то ли инсульт, то ли инфаркт у Лукашенко и возможную его смерть. Таким образом спецслужбы напомнили редакторам о своём существовании и те, насколько понимаю, намёк поняли. Подобный «наезд» на прессу был бы нелогичным, если бы в ближайший год не намечались события, в которых роль прессы является ключевой. Внеочередные выборы — являются таким действом.

Исходя из этого, если в Минске примут решение проводить внеочередные президентские выборы, то и слова про «отставку Лукашенко» тоже верны. Ведь провести голосование за нового президента более чем за год до окончания предыдущей каденции возможно лишь в случае добровольной отставки. Но в чём ошибается «Незыгарь», так это в причинах и следствиях. Возможные выборы — это игра Лукашенко, которая направлена на то, чтобы не дать русским самого важного ресурса — времени.

Кстати, досрочные президентские с «громкой отставкой» и последующим переизбранием любящим народом может быть прекрасной комбинацией для демонстрации «демократичности» для западных стран. Это легитимизирует «обновлённого Лукашенко». Который после выборов вполне может объявить о «новом курсе», ещё более неприятном для РФ. Последнее будет зависеть не от Украины, не от США или ЕС. Ключевой партнёр тут Китай. В Минске сделали вывод из «меморандумов» и «союзников» — и выбирают теперь менее демократичного партнера, не такого громкого, но более эффективного в защите своих интересов.

Кстати. Завёл телеграм-канал, он тут: https://t.me/slavic_brotherhood