Россия заволновалась из-за переброски старых, очень старых и безоружных украинских военных кораблей в Азовское море. Глупо? Нет — украинская разведка таким походом создала для русских очень неприятную ситуацию. Какую? Рассматриваю в 10-и минутном ролике и чуть более раширенном тексте, который вышел на «Лиге».
В субботу 22 сентября российское информационное агентство ТАСС вышло со срочной новостью «Корабли украинских ВМС вошли в „исключительную экономическую зону России“. Уже через 2 часа тема стала ключевой для „РИА-Новости“, некоторых региональных редакций „Спутника“, НТВ.
Украинские СМИ
сообщили об информации „среди прочего“,
ссылаясь на российские медиа. Уникальные
сообщения „с нашей стороны“ начали
появляться лишь в ночь с 22 на 23 сентября.
Новость подтверждена двумя сторонами,
а описываемые события рискуют и дальше
задавать информационный тон, поскольку
мы имеем дело с чрезвычайно удачной
комбинацией украинских военных,
результаты которой создают политические
проблемы для Кремля.
Так что же
произошло?
Если кратко, то руководство ВМС ВС Украины решило перебросить в акваторию Азовского моря два корабля — „Корабль управления «Донбасс» и буксир «Корец». Естественно, что корабли пошли своим ходом, огибая Крым и намереваясь пройти через Керченский пролив.
Таким образом, Украина использует нормы договора 2003 года, согласно которого Азовское море является внутренним морем двух стран. Этот документ отдельно прописывает то, что военные и гражданские корабли под «своими» (украинским и российским) флагами могут беспрепятственно проходить через Керченский пролив и, даже больше. Вот цитата из п. 2.1 данного договора «Торговельні судна та військові кораблі, а також інші державні судна під прапором України або Російської Федерації, що експлуатуються в некомерційних цілях, користуються в Азовському морі та Керченській протоці свободою судноплавства.»
Теперь остановимся на самих кораблях. Они, увы, не представляют из себя реальной военной силы — скорее наоборот:
- А500 «Донбасс» был спроектирован и построен как плавучая ремонтная база. Спущен на воду в 1969 году, в 1991-м изменил функцию и стал «кораблём управления». С 2004 фактически находился на ремонте (если это можно было назвать таковым). В том же году на корабле, который находился на территории предприятия «Севморзавод» был пожар. В 2007-м «Донбасс», который на тот момент не имел работающего двигателя был сорван со швартовых и мог стать «плавучим тараном» для других кораблей. Обошлось. А500 Вышел в море лишь в 2011 году. В 2014 был захвачен русскими, в Одессу его доставили на буксире вновь в неудовлетворительном состоянии. В 2015 вышел в море, а в 2016-м на «Донбассе» вновь произошёл пожар. Вновь обошлось. Корабль имеет в длину 122 метра при осадке 4,63. Водоизмещение 5520 тонн. Штатного вооружения не предусмотрено. Однако, по некоторой информации, на борту установили несколько крупнокалиберных пулемётов.
- Морской буксир «Корец» так же является видавшим видом кораблём. Был спущен на воду в 1973 году. В 2014 году был захвачен русскими, в мае того же года возвращён Украине. Были планы переоборудования корабля в морской тральщик, однако они остались планами. Длина корабля 55 метров, осадка 4,47 м, тоннаж 1452 т. На буксире служит команда тральщика «Черкассы», который до сих пор находится у русских. Штатное вооружение на буксирах проекта МБ-30 не предусматривалось.
Получается, что вдоль побережья Крыма по направлению к Керченскому заливу плывут два видавших вида корабля, которые не имеют серьёзного вооружения. Возникает вопрос: так из-за чего всполошились русские?
Выбор из плохого
и очень плохого для Кремля
Давайте разбирать ситуацию по пунктам. Украина отпрвыступила против включения в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о «Ситуации на временно оккупированных территориях Украины».авляет через керченский пролив два корабля. Пусть практически безоружные, но формально военные. Причём, согласно действующего договора от 2003 года имеет на это полное право. У русских, по большому счёту есть 5 вариантов действий, и в каждом из них присутствует изрядная доля негативных последствий.
1. Задержать корабли возле берегов Крыма. Если оставить в стороне факт оккупации полуострова и даже если исходить из российской риторики «КрымНаш», РФ не имеет права на такие действия, поскольку корабли не входят в воды, которые Россия считает своими территориальными. А агрессивные действия в нейтральных водах (пусть и названных исключительной экономической зоной) являются актом пиратства. Естественно, «Донбасс» и «Корец» не смогут оказать более-менее эффективного противодействия боевым кораблям, но в нашем случае важен сам факт попытки остановки. «Пиратство», в отличие от «аннексии чужой территории» намного более неприятная вещь для большинства стран — пути доставки товаров для политиков, зачастую важнее тезисов о суверенитете государств.
2. Задержать корабли перед входом в Керченский пролив. Это, с одной стороны, то же пиратство, а с дугой, прямое нарушение договора от 2003 года. Вот после этого Украина будет иметь «железные» доказательства, нарушения Россией взятых на себя обязательств и нарушения ратифицированных договоров. Задержка военного судна под украинским флагом, в отличие от «кошмарения» торговцев под флагами других государств, является фактом, который можно истолковать единственным образом. Вторая сторона такого варианта — обвинения в пиратстве. А это негатив описанного выше пункта.
3. Пропустить корабли через Керченский залив. Это ужасно с точки зрения информационной политики. Россия утверждает, что «КрымНаш», идёт идеологическая накачка населения. Так называемый «Крымский мост» - материальное подтверждение тезисов, в определённом роде символ контроля над Крымом и Керченским проливом. И тут вдруг через пролив спокойно, «расталкивая остальных» (помним норму о «свободном проходе») идут два украинских военных корабля! Мощнейший удар по скрепам. И тут работа уже украинской стороны — если подать информацию под правильным углом, например, «КрымВаш? Да плевали мы на это. Даже старые и плохо вооружённые военные корабли Украины спокойно ходят по проливам. И „мощная“ РФ ничего не может сделать» — это подхватят «ура-патриотичные» ресурсы на той стороне. Это можно подать как унижение РФ, а в российских внутриполитических реалиях тезис об «униженной власти» относится к категории «страшных снов Кремля».
4. Задержать в Азовском море. Один из худших вариантов, поскольку унижение РФ от прохода старых украинских кораблей через Керченский пролив состоится. Но попытка воспрепятствовать завершению похода — это и нарушение договора 2003 года и пиратство. То есть имеем суммарный негатив пп. 1-3.
5. Натравить «гордый флот ДНР». Теоретически, русские могут себе это позволить, поскольку они (формально моряки из Новоазовска) переоборудовали несколько рыбацких сейнеров, оснастив те пулемётами и ПТРК. Увы, при прямом столкновении можно волноваться за тот же «Донбасс» — 120 метров длины - хорошая мишень. Но тут есть свои «но» - буквально на днях в акваторию азовского моря были доставлены два новых бронированных катера с достаточно серьёзным вооружением. Логично будет, если они встретят корабли, идущие из Чёрного моря. В таком случае попытка «нападения ДНР» может закончится для нападающих плачевно. При этом украинские военные будут иметь полное право на уничтожение таких кораблей согласно тому же ... договору 2003 года. Ведь на Азов могут заходить военные корабли ТОЛЬКО под флагами РФ и Украины. А неизвестные вооружённые люди во ВНУТРЕННЕМ море должны быть разоружены или уничтожены. Что касается минских договорённостей, то тут вообще смешно - они касаются только сухопутной линии соприкосновения и ничего не говорят о море.
С другой стороны проявление активности
«флотом террористов» при
попустительстве РФ может дать прекрасный
повод (и доказательсва) содействия
России пиратству и терроризму на море.
Есть ещё один вариант, который в
духе России. Русские очень любят топить
свой флот в Чёрном море. Так происходило
в ХІХ веке, в начале и середине ХХ, в
2014-м. Теоретически, они могут утопить
на фарватере какой-нибудь свой корабль.
Но это уже будет откровенными идиотизмом
и проявлением истерии.
Подведём результат. Начавшаяся операция ВМС Украины является дерзкой, интересной и достаточно удачной уже на этом этапе. Просто выход кораблей заставил русских нервничать. Возможные варианты действий приводят к возможным негативным последствиям.
Что касается Украины, то тут главное организовать нормальную работу в информационном поле и координировать действия военных и МИД. А если корабли пройдут — будет дополнительный задел для базы ВМС на Азове. По крайней мере хотя бы один морской буксир там нужен. Нужна и ремонтная плавбаза, поскольку военной инфраструктуры в украинских азовских портах нет.