Есть категория текстов, где я пишу о возможном развитии ситуации, но, как говорится, «всей душой» не желаю, чтобы прогноз сбылся. Вот и в этот раз, буквально пару дней назад говорил, что Украина может нарваться на дипломатический конфликт с теми, кого называем «друзьями». Увы, маховик, похоже начал движение. Самое неприятное, что в этом случае мы виноваты сами. Когда Президент говорит одно, а Кабмин делает другое, иного развития событий ожидать сложно.

На форуме в Давосе премьер-министр Эстонской Республики в достаточно резко потребовал от украинских властей «исключить его страну из списка офшоров». Руководитель Кабмина господин Гройсман оперативно отреагировал – СМИ растиражировали его заявление о том, что Украина не включала Эстонию в список офшорных стран.

Недоразумение? Отнюдь. Дело в том, что 27 декабря 2017 года наше правительство утвердило новый список стран, подпадающих под действие ст 39 Налогового Кодекса (контролируемые операции).

Если кратко, то в подавляющем количестве случаев операции между связанными контрагентами будут облагаться дополнительным налогом, начисляемым на 30% от стоимости товаров/услуг/ работ и так далее. Под эту норму попадает даже оборудование, воозимое инвестором в Украину, патентные и лицензионные платежи.

То есть, задумал, например, поставить завод и выпускать наукоёмкую уникальную пролдукцию, на которую имеешь патенты, начал завозить оборудование и тут...опс. Отсчитай 30% от общей суммы и заплати дополнительный налог? Причём рассчёт суммы может провести работник ДФС на основании оценки стоимости сделок по аналогичному (!!!) но не идентичному товару. Альтернатива – писать отчёты, где кроме прочего указывать параметры рентабельности связанных контрагентов в других странах. Всё это делай «своевенно» — именно так описан временной промежуток в Украинском законе. Но мы же знаем, что своевременно в Украине имеет широкий диапазон. Если надо – это часы, если нет – годы, как суд над, например, Курченко или Насировым.

Всё бы ничего, да вот только в список попали ряд стран Европейского Союза и пару других государств, которые последние годы являются источниками технологий для украинской промышленности а так же «адвокатами Украины» на международной арене.

Такой вот занимательный подход — «устрой проблемы своим друзьям, а потом попроси денег и помощи в защите от агрессора».

Возникает вопрос: а почему и кого туда включили? Основное основание – налог на прибыль в ряде стран более чем на 5% ниже чем в Украине.

Но, подождите, ведь:

То есть Украина пытается «наказать» другие государства за то, что намерена сделать сама! Второй аспект – список действует, но, если будет введён налог на выведенный капитал, он потеряет смысл. То есть за несколько месяцев «работы по новому» существенных налоговых и таможенных поступлений ожидать не приходится. К тому же, последний раз список обновлялся в 2015 году. Более 2-х лет Кабинет министров считал, что всё нормально, и вдруг, на праздники, считай в выходной день, проявил чудеса работоспособности (напомню, то постановление было принято 27.12). В действие новые нормы вошли 1.01.2018 – через четыре дня. Вот оно, своевременное применение новых норм. То, что в том же ЕС нормы, ухудшающие условия работы вводятся с временным лагом...нет, это не по-нашему. Мы ведь только идём в Европу.

Первая ласточка прилетела от Эстонии. Стоит так же ждать подобных ласточек от Латвии, Грузии, Болгарии. Македонии, Боснии, Сингапура, КНР (за Гонконг), Монако и ещё десятка стран, которые по уровню развития экономики находятся чуть выше Украины и которые суммарно дали 30% ПИИ в 2017 году.

Ах, да, забыл Венгрию. НО там отдельный разговор — после пикировки со школами, украинский Кабмин решил подлить маслица в костерок.

Остаётся вопрос: Зачем?

Вот с этими мыслями записал 15-и минутное видео с попыткой разобраться в ситуации.



Тем, кто хочет детальной информации, советую почитать текст, в котором искал логику в решении Кабмина и предполагал, что ситуация выйдет на уровень обмена дипломатическими посланиями (дай Бог, чтобы не Нотами протеста).