В 1968 году, во время левацкой революции, опустошенный вконец Фауст, оставшийся без философии, замер в ожидании прихода Антихриста. А что же еще ему остается, когда разрушено все, а Мефистофель все не идет и не идет к нему на выручку? На экраны выходит фильм Романа Поланского «Ребенок Розмари», о рождении сына сатаны. А в 1976 году фильм ОМЕН — предзнаменование — о уже пришедшем в наш мир сыне сатаны. Надо полагать, что с тех пор Сатана так и распоряжается и хозяйничает на земле. И с этого момента вы можете ходить к мессе в день всех святых, или надевать на себя веселые хеллоуинские костюмы, зло это вам не вампир Дракула. Гоголь это понял на себе, он сходил с ума, уехал в Италию. «Нечего черта искать, когда черт у тебя за спиной». Зло это не Дракула. Зло это подмена, когда вы метафизически соглашаетесь на видимую красоту, видимое благочестие. А эта красота и боагочестие предполагает соглашательство с убийствами. В 1905 году на украинском хуторе отец уже забыл, за что царица шлендра Екатерина ссылала козаков в Сибирь и учит маленького сына, что «наша родина это Россия». И как ударила эта россия уже в 1918 году, обьяснив Уласу Самчуку, что такое Москва. И в 1933 году в Праге один из руководителей Организации Украинских Националистов Улас Самчук издает страшный Роман «Мария» об оккупации и голодоморе. Почему Гоголь сходил с ума? Потому что идеализм «империи ферштейн» сопряжен с тяжкими преступлениями и убийствами. Заботятся, чтобы вас не посещало чувство тревоги, чтобы вас окутывала невероятная легкость бытия. Такие, как украинец Росковшенко. Такие, как грузин Шеварднадзе. Но Гоголь был тем, на кого обрушилось это физическое наказание и страдание. Перейти границу и взвалить на себя красоту и блеск империи — вместе с прилагающейся — как оказалось могильной плитой всех злодеяний и загубленных душ. И тогда — бегство в Италию, и попытка удрать от этой чертовщины и выбраться из-под могильной плиты. Но в Италии все только обостряется, здесь доктор Дапертутто не даст вам удрать от себя и от полтавского пруда с утопленницами, и тогда второй том «Мертвых душ». И тогда сумасшествие. И высокомерный петербуржец Набоков при всем своем таланте никогда не смог постич то, что на самом деле произошло с Гоголем, сделавшим попытку ужиться после Миргорода с Невским проспектом. Его мертвое эссе о Гоголе — мимо, не в попад. Примерно то же самое произошло с Булгаковым. Это старая история про доктора Фауста, продавшего душу Мефистофелю. Булгаков, продавший Киев ради империи, которую себе нарисовал, уткнулся в рябого сухорукого Сталина. И появляется осознанная попытка очищения от скверны, Мастер и Маргарита. «Но я же не знал», сходил с ума Гоголь, — «что это так страшно». «Я не понимал, что это окажется такой дьявольщиной». — сходил с ума Булгаков. Мефистофель — доктор Дапертутто смотрит устало — «но ты же читал». Вот как происходило заползание зла и в мой организм — ловила я на себе Невский проспект в 1995 году. Я же читала экзистенциалиста Достоевского. Он же вбил мне в голову в мертвом Тбилиси «Всякий перед всеми за все виноват». Я же стала сама экзистенциалистом, испытав страх и отчаяние в убитой шеварднадзевскими подонками Грузии? Почему я поверила, что Невский проспект не опасен и может спасти меня от варваров Мхедриони?