Для того, чтобы новая волна антисемитизма покрыла собой мир, достаточно просто «не драматизировать», достаточно просто «не обострять».
Достаточно просто молча «заниматься своим делом».
Именно об этом мы говорили в 2019 году, когда снимали кадры в Терезине, в Аушвице, в Дахау для фильма "1939".
Мы снимали на вилле Marlier, где проходила Ванзейская конференция по «окончательному решению еврейского вопроса».
Мы специально показали историю немецкого архитектора Людвига Миса ван дер Роэ, который просто «не замечал» Нюрнбергских законов 1935 года, хотя заказчики его шедевра — виллы Тугендхат — еврейская семья.
Антисемитизм так и подползает.
Сначала мир позволяет допустить мысль, что это «естественно», а потом — естественными становятся печи Аушвица.
В конце первой серии мы показываем кадры из Терезина, из фильма «Фюрер дарит евреям город», в котором евреев согнали для съемок футбольного матча, симфонического концерта и других сцен благополучной жизни.
А сразу после съемок из всех без исключения, включая маленьких детей, отправили в печь.
Вторую серию мы начинаем со стихотворения Одена, где он именно об этой банальности и тривиальности зла и говорит — под кадры из Нюрнберга, Аушвица, Терезина, Дахау.
Сегодня ситуация такая же опасная своей «обыденностью» и отсутствием алармизма.
И привело к этому именно отсутствие реакции на агрессию России против чеченского народа.
Тогда «можем повторить» сработало.
И гибель чеченских детей стало для мира чем-то естественным и разумеющимся.
И вполне естественным миру показалось собрание в Филармонии в Тбилиси 18 октября 1993 года, на котором было принято окончательное решение убить нашего первого президента Звиада Гамсахурдиа и потопить в крови независимость Грузии.
Пока мир не даст оценку действиям убийц в Грузии, Чечне, Украине и не восстановит справедливость, в мире широко открыты двери для естественности «окончательного решения» еврейского, или чеченского, или украинского вопроса.