Ни один кризис не может касаться всех одинаково. Для кого-то он оборачивается новыми возможностями. Высокая смертность – праздник для гробовщиков. С этой точки зрения можно рассматривать коронавирусную эпидемию не только как «черного лебедя» для мировой экономики, но и ориентир ее дальнейшего развития. По одним отраслям коронавирус ударит, а другие простимулирует.
Пострадает все, что связано с массовыми и увеселительными мероприятиями. Люди будут реже «выходить в люди». Проиграет общественный транспорт – выиграют такси. Проиграют магазины, рынки и театры – выиграют интернет, службы курьерской доставки, онлайн торговля. Выиграет медицина – на ее развитие станут больше обращать внимание. Дыхательные маски из средства необходимой защиты могут превратиться в модный аксессуар, а их производители озолотятся. Люди станут меньше пользоваться наличными деньгами — потенциальным разносчиком вирусов. Большее развитие получат технологии электронных платежей. Грузоперевозки однозначно в проигрыше и в большом кризисе. Нефть и дальше будет падать.
Выиграют различные локальные производства. Лучше купить что-то, произведенное недалеко от дома, чем встречаться с товаром, который прошел через несколько рук. Это стимул для малого бизнеса. Не исключено, что стратегическое мышление мирового бизнеса заставит диверсифицировать риски и перенести часть производств из Китая в другие страны с дешевой рабсилой и другими благоприятными условиями. Это шанс и для украинской экономики.