У меня есть мысли и я их думаю.
© Крылатая фраза

Посмотрел - послушал инаугурацию Зеленского, и, вдохновившись словами о том, что и я теперь тоже президент, решил поделиться думами своими тяжкими, сопрезидентскими.

Мысль первая, вводная, отстранённая.

Покупайте билеты, братия,
Я последний певец демократии
© С.Шнуров


Выборы показали…
… что «в Украине передача власти осуществляется на самом высоком уровне демократии».

Это все прекрасно, но где-то там, глубоко в душе все равно остаётся чувство, что тебя ОПЯТЬ где-то, мягко скажем, «нааакололи». Сделали это тупо подменив материальный высокий уровень социальной защиты, который обязательно присутствует в развитых демократических странах, неким виртуальным самовосхвалением. Ну типа какие мы крутые, вон какой у нас уровень демократии — САМЫЙ ВЫСОКИЙ!

Интересно, если бы Зеленский победил, набрав 51%, передача власти происходила бы на таком же «высоком демократическом уровне»? На мой взгляд, ответ однозначен и, поэтому, даже не требует мыслительного процесса. На этом вводную мысль о высоком уровне демократии в нашей стране можно было бы больше не думать… но она плавно перетекает в следующую мысль.

Мысль вторая, стройная, демокрИтическая.

Стройными рядами в счастливое будущее!
© Какой-то там Съезд партии родной


Демократия. Народовластие. Вся власть у народа… Страной управляет народ…

Серьёзно? Какие «рычаги управления» есть у народа?
Народ может избирать своих представителей в Верховную Раду и в местные советы, избирать мэров и президента, принимать решения на референдумах — если ВР или президент захотят его провести… Ведь законом не предусмотренны никакие процедуры, предусматривающие инициализацию референдума снизу, от народа. Да и результаты референдума — это «бычий навоз», если ВР не соизволит их утвердить.
А ведь на референдумах, если они проводятся без фальсификаций, как раз определяется волеизъявление народа без «посредников».
Ну ладно, с прямым волеизъявлением не складывается, а что же там с возможностью избирать своих представителей. Своих представителей?
Народ, в лице каждого избирателя, избирает кого попало из ограниченной кучи (политкорректнее сказать — ограниченного круга) совершенно незнакомых людей. То есть персона то может быть известная, и даже популярная, на при этом — абсолютно непонятная. Практически никто из избирателей заведомо не может дать гарантию, как избираемая им персона будет поступать/голосовать в том или ином случае. Да какое там «дать гарантию»… даже предположить не может.
Тем не менее, избранная персона моментальной становится… нет, не элитой — наша политическая элита аморальна, поэтому она недостойна изначального значения этого термина — «лучшие»… избранник становится отдельным сословием, ВЕРХОВНОЙ КАСТОЙ.
Это каста неприкасаемых, на которых практически не действуют законы общественного сосуществования. Они «выше» остальных по социальному, по финансовому и по остальным признакам. Без согласия их самих они не могут быть ни арестованы, ни привлечены к уголовной ответственности: как же — как же, они «имеют народный мандат». Они — политический бомонд! Они — политикум!
Имущие большие деньги «вливают» определённую часть своих капиталов в этот самый политический бомонд, скупая его на корню, тем самым инвестируя в принятие законов и решений, позволяющих ещё больше увеличивать свои доходы.
Государственный строй в Украине можно, конечно, называть красивым греческим словом — «демократия». Но, если быть честным, у нас не народовластие. Это, скорее, олигарховластие, или власть имущих большие деньги. Бигманикратия какая-то, хоть такое понятие пока никем не введено.
И живём мы де-факто не в демократической, а в бигманикратической стране.
Можно ли что-то с этим сделать?
Трудно, но можно.
Первоочерёдно, надо понизить ценность статуса мандатодержателя, а именно:
1) необходимо выровнять всех перед законом, искоренить депутатскую и прочую неприкосновенность.
2) уменьшить срок каденции до 1 года, ну пусть, до полутора лет.
3) упростить процедуру отзыва депутатов, например, за голосование вопреки предвыборным обещаниям. Для этого может быть создан специальный официальный сайт, на котором кандидаты декларируют своё видение по решению тех или иных вопросов (кандидатский опросник может быть на тысячи вопросов из разных сфер — это поможет в лучшем рассмотрении кандидатов, сравнении их между собой).
4) все голосования должны быть открытыми и должно быть известно, как тот или иной депутат проголосовал по каждому конкретному вопросу. Исключение — голосования по вопросам безопасности страны, которые могут быть закрытыми и секретными.
5) досрочно завершить депутатскую каденцию в случае прогулов, регулярных опозданий или ранних уходов, частых или продолжительных болезней.
6) делать выборы/довыборы депутатов каждые полгода или чаще.
7) установить предельный срок пребывания в Раде.
Частая ротация избранников и отсутствие особых привилегий сделает должность депутата менее «дорогой» и в моральном, и в финансовом отношениях.
Ну а количество депутатов в ВР я бы ограничивал в соответствии с текущей активностью избирателей из учёта 100 тысяч голосов — 1 депутатское место. Как нам сейчас утверждают, нас 41 миллион человек, из них до 7 миллионов неголосующих детей и подростков. Т.е. потенциально может проголосовать 33-34 миллиона.
Если проголосует все население, то в ВР надо формировать 33 млн / 100 тыс = 330 депутатских мест. А если явка невысокая, например, в голосовании участвовало 12 миллионов человек, то и в ВР будет только 120 «законотворцев». Увеличилось население Украины — потенциально может быть больше мест в Раде, ну как-то в этом роде.

Вот такая у меня странная (от слова «страна») стройная (от «государственный строй») реформаторская мысль.

= продолжение следует =