Часть 1. Анна Киевская

"Mon amour… Ma cherie… Je t`aime… Je t`adore..." Слова любви обалденно звучат по-французски. Но королю Генриху I говорить их было некому. Это бы еще ничего, но без предмета любви не мог появиться наследник престола.

Главной проблемой короля было отнюдь не отсутствие достойной кандидатуры, а новый закон церкви, запрещающий браки между родственниками вплоть до седьмого колена, назвав их «кровосмесительными». В те времени короли брали в жены своих сестер и кузин, заботясь о чистоте крови и расширении своих владений. Родственные связи в монарших кругах были чрезвычайно тесными. «Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. „©

Впервые 25-летнего отрока задумали женить на дочери немецкого императора Конрада II, но 16-летняя невеста умерла, даже не успев познакомиться со своим суженым. В 35 Генрих I таки женился, но с супругой Матильдой, племянницей императора Германии Генриха III, они прожили после свадьбы меньше трех месяцев. Молодая тоже преставилась. Будущее династии Капетингов выглядело туманным, и надо было что-то решать.

В окружении монарха нашлись смекалистые советники. Благодаря им в 1049 году делегация от имени Генриха отправилась в Киев просить руки принцессы Анны, младшей дочери князя Ярослава, которая точно не имела никаких родственных связей с королем и неточно была восхитительно хороша. Это достоинство княжны учитывалось не в первую очередь. Также, как и прочие ее достоинства – знание греческого и латинского языков, арифметики, истории, основ лекарского мастерства, умение рисовать и вышивать золотом, увлечение соколиной охотой. В ту пору образование девочек не было в приоритете у французской знати, впрочем, и мальчиков тоже.

Засылка сватов оказалась удачной, и спустя год Анна Ярославна прибыла в Реймс для заключения брака с королем Франции. Ко времени заключения брака невесте было 27 лет, для раннего средневековья возраст уважительный. Несмотря на то, что руки Анны с юного возраста добивалось немало достойных мужей, ее мудрый отец Ярослав Мудрый отказывал всем, подыскивая для любимой дочери стратегическую важную партию. Ее старших сестер он пристроил замуж за королей Норвегии и Венгрии.

Согласно легенде, когда Анна вышла из кареты, король был настолько поражен ее красотой и грацией, что влюбился в нее с первого взгляда. Не в силах сдержать эмоции, он устремился к невесте и поцеловал ее, чему молодая леди не стала противиться. Как только жаркий поцелуй закончился, девушка застенчиво спросила:

- Надеюсь, Вы и есть король?!

Понятно, со свадьбой тянуть не стали, и с последующей коронацией тоже. Хоть Анна и приняла католичество в установленном порядке, но отказалась присягать на католической церковной книге. Она произнесла клятву на Евангелии, привезенном из Киева вместе с большой библиотекой, бывшей частью приданного киевской княжны. И затем в течение многих столетий французские короли, восходя на престол, присягали на этом самом Реймском Евангелии, написанном кириллицей.

Часть 2. Анна Французская

Через год совместной жизни королева Франции подарила мужу и новой родине наследника престола. Своего первенца Анна Ярославна назвала греческим именем Филипп, совершенно не характерным для Галлии. Оно стало популярным у французских монархов, пять Филиппов правили страной.

Вслед за долгожданным наследником королева родила сыновей Роберта и Гуго и дочь Эмму. Увы, на девятом году семейной жизни Анна овдовела. Конечно, мать юного Филиппа, провозглашенного королем, вызывала интерес у близких ко двору мужчин, но долгое время красавица не принимала ухаживаний. Она с детьми переехала в Санлис, недалеко от Парижа, где в местном монастыре основала школу и библиотеку. И все-таки настойчивость графа Рауля де Крепи смягчила ее сердце. Их любви не могла помешать даже жена графа Элеонора. Вернее, она пыталась. «Королева Анна — самая обаятельная, самая лучшая среди женщин Франции», — писала она в жалобе на мужа, решившего расстаться с ней ради союза со своей возлюбленной.

Католическая церковь и сейчас разводы не приветствует. А уж в XI веке! Чтобы иметь возможность жить вместе, Анна и Рауль уехали из Санлиса в Крепи и там поженились, что вызвало грандиозный скандал. Графа отлучили от церкви, повзрослевший Филипп тоже осуждал поведение матери. Но искренность отношений пары, их безразличие к посторонней враждебности вскоре привели к тому, что брак был признан. Король примирился с матерью, и они с мужем вернулись ко двору. После смерти графа Анна стала управлять дворцовыми делами и до конца своих дней осталась преданной «матерью короля». На многочисленных документах среди крестиков французской знати блистает подпись "Regina Anna".

Часть 3. Анна возвращается

Никогда больше французская королева не бывала в Киеве. И уж, кончено, никогда бы ей в голову не пришло, что церкви, которыми она любовалась и которые были гордостью ее родного города, в 30-х годах XX века будут снесены согласно генеральному плану реконструкции столицы советской Украины. От сквера Героям Перекопа (на месте Софийского собора) до 100-метрового памятника Ленину (на месте Михайловского монастыря) должна была простираться огромная Правительственная площадь с выложенной на ней красной звездой, видимой с высоты птичьего полета. Михайловский златоверхий монастырь и Трехсвятительская церковь по плану были разрушены, но София устояла.

Правда или нет, но среди историков существует устойчивое мнение, что посольство Франции выразило протест по поводу сноса собора, построенного отцом досточтимой королевы Анны, а посему, значимую для Франции святыню. По другой версии, Ромен Роллан, встречаясь со Сталиным намекнул на осложнение дипломатических отношений с Францией, так как снос Софийского собора будет выглядеть как оскорбление памяти гордой галльской королевы.

Что-то такое было наверняка, потому что генплан изменили, и спасенный Софийский собор стал свидетелем Объединительного собора украинской церкви. Удивительно, но он может рассказать, что еще видел за свою тысячелетнюю историю. Например, несколько лет назад, изучая граффити на стенах собора, ученые нашли надпись, которую с большой степенью вероятности считают автографом княгини Анны.

Чудо, что он сохранился, почти чудо, что сохранилась София Киевская, но не чудо, что украинская церковь возвращается на свое место в мире православия. Так должно было быть! «Сим победи́ши!»

Рисунок: Елена Мироседина

5c18ba2ad3a8c.jpg