В предновогодний период у психологов и психотерапевтов тоже наступают горячие деньки. В это время к нам сильно увеличивается поток клиентов. Одна из причин в том, что праздничные скидки и распродажи провоцируют обострение сложной психологической проблемы — шопингомании, навязчивого стремления совершать покупки.
Одни специалисты называют шопингоманию психологическим расстройством, другие — болезнью, а третьи — даже разновидностью наркотической зависимости. У навязчивого стремления совершать покупки существуют свои разновидности.
5 разновидностей шопингомании:
- Сейлзомания – мания распродаж. Болезненное желание покупать вещи на распродажах. На почве сейлзомании и роста долгов даже зафиксированы случаи убийств и самоубийств.
- Лейбломания — мания этикеток. Зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние. Человек просто не может покупать товары, которые не относятся к престижному бренду.
- Гаджет-аддикция — страсть к постоянным покупкам технических новинок, в 99% случаев ненужных. Человек покупает себе новейший гаджет, но через несколько месяцев он устаревает. И шопоголик снова покупает себе более «продвинутый».
- Джанк-фуд-аддикция — зависимость от еды, которая не требует приготовления, и от посещения фаст-фудов. Насыщенный вкус и доступная цена вызывают сильную зависимость от еды с большим количеством калорий и вредных веществ.
- Постшопинговая депрессия — выражается в пониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивации после приобретения вожделенной вещи.
В основе шопингомании, если она превращается в зависимость, лежат глубокие психологические проблемы. Низкая самооценка, одиночество, дефицит внимания и любви. Покупая вещи в бесконечном потоке, человек пытается заполнить внутреннюю пустоту. Или возместить то, что недополучил в детстве.
Личностные шопингоманы — люди капризные и эмоционально неуравновешенные. Часто это младшие или единственные дети в семье, которых родители баловали подарками. Они тратят деньги демонстративно, покупая дорогие и зачастую абсолютно ненужные вещи. Легко могут впустую потратить все сбережения, чтобы привлечь к себе внимание.
У «подсознательных» шопоголиков все наоборот. Это «золушки», у которых было нелегкое детство, которым не хватало родительского тепла и материальных благ. Они пытаются компенсировать недостаток родительской любви тем, что тратят кучу денег на подарки для себя любимой. Но в отличие от личностных шопоголиков, они чаще покупают вещи полезные и практичные.
Как помочь близкому человеку справиться с зависимостью?
С личностным шопоголиком откровенно поговорите о проблеме. Поручите ответственную роль — стать «главным экономистом» вашей семьи. Осознанное отношение к деньгам поможет направить энергию в практичное русло. Если же кто-то из членов вашей семьи подсознательный шопингоман — говорите ей или ему почаще о вашей любви и искренне хвалите за успехи.