Чем новый президент точно не будет отличаться от старого – это объемом своих полномочий, что следует принять во внимание как сторонникам Зеленского, так и сторонникам Порошенко.

Согласно статьям 102 и 106 Раздела V Конституции Украины, Президент Украины является Главнокомандующим Вооруженных сил Украины, обеспечивает государственную независимость и национальную безопасность, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении Министра обороны Украины, Министра иностранных дел, Председателя Службы безопасности, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора с согласия Верховной Рады, принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине, имеет право вето в отношении принятых Верховной Радой законов, назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах, назначает внеочередные выборы в Верховную Раду в сроки, установленные Конституцией и т.д.

Следовательно, президентские выборы в Украине дают возможность гражданам выразить недоверие или поддержку действующему главе государства в контексте осуществляемой им политики в сфере международных отношений и национальной безопасности. Часто приходится слышать, что темпы экономического развития страны, скорость внедрения реформ и социальные стандарты жизни граждан Украины являются слишком низкими, а уровень коррупции – слишком высоким. Однако, социальная и экономическая политика государства подотчетна Кабинету Министров, который не может быть сформирован без участия парламента. Успех в борьбе с коррупцией напрямую зависит от законодательной базы, работы судебной системы и антикоррупционных органов, а также уровня толерантности к коррупции со стороны самих избирателей. Неожиданный фаворит президентской гонки, Владимир Зеленский, обещает своим избирателям ускорение темпов экономического развития, быстрые и эффективные реформы, а также безжалостную борьбу с коррупцией. Но все это не входит в сферу компетенции Президента Украины. К сожалению, или к счастью.

Мне доводится много общаться со сторонниками Владимира Зеленского, от которых рефреном звучат следующие тезисы о надеждах и ожиданиях.

Во-первых, некоторые из тех, кто готов голосовать за Зеленского, убеждены, что Владимиру Александровичу под силу договориться с Путиным и положить конец войне с Россией. Хочется знать, что такого новый президент может предложить Кремлю, чтобы заставить российское руководство прекратить войну против нашей страны? Отмену санкций? Признание Крыма российским? Интеграцию ОРДЛО в электоральное тело Украины на российских условиях? В чем заключается мирный план Зеленского? И возможен ли мир с путинской Россией без капитуляции Украины? В конце концов, если прекратят стрелять русские, то закончится война, но, если сложат оружие украинцы, закончится украинское государство. Хотелось бы знать, каким образом Владимир Александрович представляет себе возможность «договориться где-то посередине» с тем, кто оккупировал украинские территории и продолжает вести войну на уничтожение украинского государства. Возможен ли компромисс жертвы с агрессором в принципе? И если да, то какой ценой?

Во-вторых, сторонники Зеленского настойчиво призывают забыть о политической неопытности своего кандидата и выражают надежду на то, что его команда подсобит, когда надо. На какие кадры будет полагаться Владимир Зеленский на посту президента, пока никто не знает. Известно лишь то, что политтехнолог и спикер избирательного штаба Зеленского, Дмитрий Разумков, был членом Партии Регионов с 2006 по 2010 год, а в 2010-2014 годах работал с небезызвестным Сергеем Тигипко. Иными словами, на протяжении всей своей политической карьеры, Дмитрий Разумков находился в лагере проророссийских сил. Также ходят слухи, что в случае победы Владимира Зеленского, бывший Министр экономики правительства Владимира Гройсмана, Александр Данилюк, может быть назначен Министром иностранных дел Украины. Будет ли Зеленский и дальше привлекать в свою команду представителей бывшей Партии Регионов? И продолжит ли сотрудничество с бывшими чиновниками действующего правительства? Сегодня ответить не сможет никто.

В-третьих, несколько раз от сторонников Зеленского приходилось слышать, что Владимир Александрович вполне может вернуть Михеила Саакашвили в Украину и назначить его Премьер-министром для проведения реформ в грузинском стиле. Однако, Владимир Зеленский не сможет назначить главу правительства, как только станет Президентом Украины. Нет таких полномочий. Состав правительства, как уже было сказано выше, формирует парламент на основании коалиционного соглашения парламентских фракций.

В-четвертых, расхожим тезисом среди поклонников Зеленского является твердое намерение нового президента добиться снятия депутатской неприкосновенности. Однако, это не входит в сферу его ответственности. Президент может лишь разработать и внести в Раду законопроект о снятии депутатской неприкосновенности, надеясь на то, что за него проголосует большинство депутатов Верховной Рады. Иного пути нет.

В довершение ко всему, от сторонников Зеленского часто доводится слышать, что их кандидат сможет создать более открытую власть, которая не будет испытывать коммуникационных проблем и сможет эффективно доносить до граждан свою повестку и необходимость предпринимаемых ею шагов, чтобы избежать массовой фрустрации. Однако возникает вполне логичный вопрос: что мешает Владимиру Зеленскому разъяснять свою позицию по ключевым вопросам сейчас, до того, как он стал Президентом Украины? Отсутствие собственной позиции, неопытность политика-неофита, попытка скрыть свои истинные намерения или нежелание сегментировать и терять часть своего электората? Если мне не изменяет память, в течении трех месяцев избирательной кампании Владимир Александрович не провел ни одной пресс-конференции с широким доступом для журналистов, которая бы позволила развеять все слухи и домыслы относительно его команды и политического курса, которым он намерен вести страну на посту главы государства.

Чем дольше молчит Владимир Зеленский, тем выше риски, связанные с его избранием на пост президента. Как для тех граждан, которые проголосуют за него, так и для тех, кто отдаст свой голос за Петра Порошенка.

Страна-то у нас одна на всех. И эта страна борется за выживание в схватке с сильным и коварным врагом. Повышать риски в ситуации, когда на кону стоит так много, – неоправданная роскошь.