Продолжение текста «Что отличает условных зрадофилов от условных порохоботов — на уровне общего невроза».
Поразительно, что вечный спор о происходящем в стране сводится к примитивному противостоянию оптимистов с пессимистами. При этом лагерь «перемоги» отождествляется с оптимистами, а лагерь «зрады» с пессимистами.
Подразумевается, что оптимист хорош собой, весел и обладает «нордическим характером». А пессимист любит ныть, чесать пузо, лежа на диване, а в собственных бедах обвиняет окружающих.
Но стОит чуть копнуть, и окажется, что любители «перемоги» в значительно большей степени пессимисты, чем «зрадофилы»: они ужасно боятся перевыборов и вообще перемен, боятся развала страны, раз в две недели ожидают наступления врагов и прочего шатуна 3.0.
И уже не поймешь, кто больший пессимист: зрадофилы или владофилы.
Далее. Как показывает историческая ретроспектива, когда речь заходит о политическом преобразовании нашей страны и реформах, даже заядлые пессимисты в конечном итоге оказываются наивными оптимистами.
Попробуйте мысленно телепортироваться в начало 2005 года и рассказать людям об итогах президентства Ющенко – кем вас назовут? Вот-вот. А ведь на манеже, за редким исключением, все те же бойцы. Ну разве что Гройсмана в колоде тогда еще не было.
Самопровозглашенные оптимисты любят пугать нас ужасами войны 2014 года, когда судьба страны висела на волоске. Но сейчас на дворе 2017 год, и сравнение с ситуацией 2014 такое же осмысленное, как и сравнение с 2013 и пресловутым курсом по 8. Если не хотите сравнений с курсом по 8, то не пугайте несостоявшейся большой Новороссией. Тогда это будет логично. Давайте лучше сравним динамику с 2015 годом – и тут уже не так все радужно, да?
В оптимизме как таковом столько же хорошего, сколько в дне недели или цвете. Оптимизм лучше пессимизма? Может быть, синий лучше красного? Вторник лучше четверга? Короче, эта дихотомия на уровне начальной школы, если честно.
Вместо того, чтобы клеймить проклятых зрадофилов или порохоботов, предлагаю выделить критерий адекватности.
Например, двойные стандарты. Допустим, некий блогер или ресурс очень подробно анализирует недостатки всех политиков, за исключением действующего президента, о котором он говорит, как о покойнике: либо хорошо, либо ничего. Более того, отсутствие реальной критики президента компенсируется яростными объективными атаками на всех, кто выступает против него. Делайте вывод.
Ну вот с тем же Гриценко: многие готовы ему горло перегрызть за его безобразия в бытность министром обороны. Могу понять. Зато я не могу понять, как те же люди, как бы это сказать помягче, восторженно отзываются о нынешнем генпрокуроре, вежливо «забывая» его достижения времен министра МВД.
Есть аналогичные заскоки и у зрадофилов: допустим, я никак не могу понять, с какой стати Кузьма Скрябин объявлен пророком, которого убили за какие-то его слова? Что такого удивительного мог рассказать миру человек, который официально пиарил Януковича в 2004 году? И тут, понимаешь, внезапно прозрел, но рептилоиды его убили. Было бы смешно, кабы не было печально.
Или Сашко Белый – тот еще был пророк-реформатор.
Получается, что критическое мышление и умение судить по общим универсальным принципам в наше время большой дефицит. И не только у ватников-россиян. Внезапно, да?
Чтобы верить во «все будет хорошо», «тьму перед рассветом» и «план Анаконда» — много ума не надо, это просто и приятно. Торговцы надеждой мало отличаются от торговцев безнадегой.
И к реальности это не имеет никакого отношения. История творится здесь и сейчас, поэтому нет никакого заранее определенного ответа. Если же вы предпочитаете верить в сказки, то не так уж важно, розовые это сказки или черные.
А это значит, что нужно постоянно сомневаться правоте своей позиции, задавать неудобные вопросы своим единомышленникам и учиться зеркалить и рефлексировать, а не просто перечислять удобные вам факты про рекордные удои и количество бтр, переданных армии. Иначе вы не заметите поворот не туда, даже если дрейфовали, как вам казалось, изначально в правильном направлении. То же самое касается и лагеря зрады.
На данный момент стране не хватает качественной дискуссии о пути развития. Почти все интеллектуалы готовы во всех подробностях обсуждать аморальность россиян, посещающих Крым. Это удобно и пользуется большим спросом у аудитории. Но далеко не все готовы сравнивать динамику развития нашего общества с российским – ведь может оказаться, что аналогий значительно больше, чем нам хочется.
И забудьте про хороших оптимистов с плохими пессимистами, это чушь.