10 марта «МГБ» «ЛНР» опубликовало видео допросов украинских военнопленных Сергея Иванчука и Ивана Деева, которые признаются в убийстве начальника штаба «Народной милиции ЛНР» Олега Анащенко.

5a297fd347-.jpg

(на фото выше взорванная машина Анащенко).

Я посмотрел эти ролики и хочу поделиться своим впечатлением.

1. Сразу хочу сказать, что в этот раз все выглядит намного серьезнее, чем обычно. В предыдущих случаях россияне все делали топорно, как, например, в случае с «украинской ДРГ» в Крыму в августе 2016. Помните эти автоматы для страйкбола, знаменитую «палатку диверсантов»? А визитку Яроша в ноябре 2016?

Тогда все было очевидно: ФСБ тупо рисует дело, арестованы совершенно левые люди, практически случайные прохожие. Цель операции: прикрыть какой-то косяк с несчастным случаем от дружественного огня + мобилизация ваты, больше ничего. Сейчас все иначе: это действительно украинские разведчики (подтверждено командованием украинских сил спецопераций), при обыске в (якобы) их квартире в Луганске обнаружено настоящее оружие и т.п.

2. Также меня заинтересовали следующие моменты: во-первых, нам показали видеозапись горящей машины Анащенко, найденную в телефоне Деева, во-вторых, украинские ССО прямо признали, что наши разведчики действительно работали на оккупированных территориях:

«Дані воїни Збройних Сил України виконували штатні завдання з ведення спеціальної розвідки у визначених районах. Ці завдання не пов'язані із підривною діяльністю та не несуть загрози мирному населенню, але виконуються в край напруженій обстановці, в умовах збройного протистояння між терористичними групами всередині самопроголошеної псевдореспубліки».

3. Но почему в «ЛНР» выложили видео только сейчас, спустя месяц после ликвидации Анащенко, если «диверсантов» поймали практически сразу?

Объяснение на поверхности: ждали, пока на лицах пленных более-менее заживут следы пыток и побоев + явный ответ на последнее обвинение России в международном суде ООН в нарушении конвенции о запрете финансирования терроризма. Я думаю, этого достаточно.

Наши требуют проверить состояние здоровья пленных, которые явно подвергались физическому воздействию, в отличие, например, от русских пленных Александрова с Ерофеевым, но в псевдореспубликах международное право не работает, так и было задумано.

Украинское командование утверждает, что разведчиков взяли в через неделю после подрыва Анащенко, но это не аргумент — да, 11 февраля написали, что пропала группа разведчиков, но их фамилии указаны не были.

4. Видео допросов Иванчука и Деева, как мне кажется, местами смотрится убедительно. Как минимум, убедительнее, чем пресс-конференция «министра госбезопасности» Пасечника, который неуверенно прочитал текст с бумажки (да, я понимаю, что Пасечник записан без дублей, а видео допросов сварганили не с одной попытки, их склеивали по кусочкам, но тем не менее).

5. Если предположить, что все это сплошной фейк, сделанный для нужд Киселева, то почему украинских солдат обвиняют в убийстве какого-то Анащенко? Кто в РФ знает этого Анащенко? Надо было «раскрывать» убийства Моторолы и Гиви. Понятно, что пленные «назвали имя убийцы Моторолы», но это не тот эффект. Плюс видео с телефона, о чем я уже писал выше. Я, кстати, предположил, что это записано обычным прохожим и выложено на youtube, даже искал, но до 10 марта ничего не нашел — хотя других похожих записей навалом.

И вот, что я думаю. Начну с видео горящей машины.

Во-первых, мне не кажется правдоподобной версия, будто куратор из СБУ потребовал записать на видео горящую машину Анащенко «для дела». Это глупо, рискованно и бессмысленно. Как будто других подтверждений не будет.

Во-вторых, я бы предположил, что этот ролик снят случайным прохожим, которого тут же на месте задержали мгбшники в рамках отработки, затем поняли, что это не убийца, видео оставили себе (может еще пригодиться), а человеку велели помалкивать. Судя по разговору, который слышен на видео, это обычный прохожий.


Теперь в отношении вопроса — почему украинских солдат заставили детально описать и взять на себя ликвидацию Анащенко, а не более известных медийных фигур вроде Гиви и Моторолы?

Дело в том, что машина Анащенко была взорвана на улице, следовательно, обвинить украинских диверсантов намного проще, чем в случае с Гиви и Моторолой, которых взорвали в хорошо охраняемых местах, слишком много нестыковок может вылезти (понятно, что те вообще убиты в Донецке, а Анащенко в Луганске, но если бы российские кураторы велели, то пленные уже и про Донецк бы рассказывали не менее уверенно).

Но когда это ФСБ или Киселев переживали по поводу правдоподобности? Не слишком ли сложно все это? Впрочем, если предположить, что в данном случае заказ связан с международным судом и сверху настоятельно попросили не облажаться в деталях, то все возможно.

6. Еще один момент мне кажется странным — наши пленные рассказывают, как встречались в здании СБУ в Киеве со своими кураторами.
Представьте, что вы диверсанты, которые собираются действовать под прикрытием на оккупированной территории, наводненной спецслужбами врага. Здание СБУ в Киеве — стремное место для вас. Вас могут опознать какие-нибудь кроты, наверняка россияне пытаются фиксировать поток входящих-выходящих из здания.

7. Как справедливо заметил Юрий Бутусов, почему-то нам не показали документы, по которым наши попали в Луганск. Это подозрительно.

8. Рассказы про украинских диверсантов в Белгороде, убийство Багги по заказу Матиоса и т.п. уже выглядят бредово.

Разведчики, которые действуют на чужой территории, не должны знать никаких подробностей и имен исполнителей, которые не связаны с их текущим заданием. По-моему, это очевидно. Похоже, в ЛНР решили прицепить на них паровозом вообще всё, включая взорванную электростанцию в луганском Свердловске.

9. С точки зрения мотива, совершенно непонятно, зачем рисковать людьми и проводить операции в тылу противника, если их лидеры и сами прекрасно справляются с взаимной зачисткой, о чем всем давно известно? Зачем конкурировать с «ЧВК Вагнера»? Пусть пауки жрут друг друга сами. Ну какая нам выгода от того, что убрали какого-то Анащенко сейчас, будет на его месте другой Хренащенко, какая нам разница?

В пользу этого аргумента работает аудиоперехват разговора Анащенко, выложенный СБУ — там как раз обсуждаются «попытки устранения». Вот зачем Плотницкому убирать Анащенко, как раз понятно.

10. Что ждет нас дальше?
Не удивлюсь, если нам покажут новых «диверсантов», «пойманных» в Белгороде при попытке теракта. Не очень ясно, зачем ездить в Белгород охотиться на какого-то фсбшника, но какая кому разница? Не забываем про международный суд ООН и обвинение в терроризме. Ради такого святого дела — доказательства украинского терроризма — ФСБ взорвет столько российских домов, сколько скажут, в этом у меня мало сомнений — хотя, надо признать, до сих пор они просто объявляли кого-то террористами без терактов. Но ставки надо повышать — у них другого решения на все проблемы нет и не будет.

11. Конечно, все эти белгородские теракты, Гиви/Моторолы и т.п. — это явная чушь. А что могло быть в реальности?
В реальности наши разведчики-диверсанты могли просто попасть в засаду и плен, но они, скорее всего, не действовали в таком глубоком тылу под прикрытием, как Штирлицы. Поэтому соответствующих документов у них нет. А украинские документы лнровцы показывать не хотят, это глупо: вряд ли бы разведчики поехали в Луганск с военными билетами ВСУ.

Хотя я бы не стал исключать их причастность к ликвидации конкретно Анащенко. Это исключительно мое мнение. Все-таки бритва Оккама показывает, что когда рос.пропаганда врет, это видно сразу и хорошо, усложнять они не любят.

И последнее. Рад, что попавших в плен бойцов никто задним числом не увольняет и не отрекается, как от «заблудившихся» россиян. Это важно.